Что такое реестр Windows? Что такое реестр Windows (системный реестр)

Реестр Windows (англ. Windows Registry), или системный реестр - иерархически построенная база данных параметров и настроек в большинстве операционных систем Microsoft Windows.

Реестр содержит информацию и настройки для аппаратного обеспечения, программного обеспечения, профилей пользователей, предустановки. Большинство изменений в Панели управления, ассоциации файлов, системные политики, список установленного ПО фиксируются в реестре.

Реестр Windows был введён для упорядочения информации, хранившейся до этого во множестве INI-файлов, обеспечения единого механизма (API) записи-чтения настроек и избавления от проблем коротких имён, отсутствия разграничения прав доступа и медленного доступа к ini-файлам, хранящимся на файловой системе FAT16, имевшей серьёзные проблемы быстродействия при поиске файлов в директориях с большим их количеством. Со временем (окончательно - с появлением файловой системы NTFS) проблемы, решавшиеся реестром, исчезли, но реестр остался из-за обратной совместимости, и присутствует во всех версиях Windows, включая последнюю. Поскольку сейчас не существует реальных предпосылок для использования подобного механизма, Microsoft Windows - единственная операционная система из используемых сегодня, в которой используется механизм реестра операционной системы. В общем Реестр это рудимент.

Реестр Windows в нынешнем виде.

Реестр в том виде, как его использует Windows и как видит его пользователь в процессе использования программ работы с реестром, формируется из различных данных. Чтобы получилось то, что видит пользователь, редактируя реестр, происходит следующее.

Вначале, в процессе установки (инсталляции) и настройки Windows, на диске формируются файлы, в которых хранится часть данных относительно конфигурации системы.


Затем, в процессе каждой загрузки системы, а также в процессе каждого входа и выхода каждого из пользователей, формируется некая виртуальная сущность, называемая «реестром» - объект REGISTRY\. Данные для формирования «реестра» частично берутся из тех самых файлов (Software, System …), частично из информации, собранной ntdetect при загрузке (HKLM\Hardware\Description).

То есть часть данных реестра хранится в файлах, а часть данных формируется в процессе загрузки Windows.

Для редактирования, просмотра и изучения реестра стандартными средствами Windows (программы regedit.exe и regedt32.exe) доступны именно ветки реестра. После редактирования реестра и/или внесения в него изменений эти изменения сразу записываются в файлы.

Однако есть программы сторонних разработчиков, которые позволяют работать непосредственно с файлами.

Программы оптимизации реестра, твикеры, а также инсталляторы и деинсталляторы программ работают через специальные функции работы с реестром.

Где лежат файлы реестра Windows?

Файлы реестра лежат в папке windows\System32\config\ еще есть пользовательский раздел реестра - в файле %userprofile%\ntuser.dat. Резервные копии файлов реестра находятся в папке windows\System32\config\RegBack.

Какие основные разделы (кусты) реестра?Раздел HKEY_CLASSES_ROOT

Это основной ключ реестра Windows, он содержит ассоциации файлов, которые связывают типы файлов с программами, которые могут открывать и редактировать их, и регистрацию классов для объектов Component Object Model (COM – компонентная модель объектов). Последнее предоставляет возможность изменить неимоверное число правил поведения системы - не стоит этого делать без веской причины.

Раздел HKEY_CURRENT_USER

Он хранит в себе настройки текущего активного пользователя. В ветке хранятся папки пользователя, различные персональные настройки и параметры панели управления. Эти сведения напрямую взаимодействуют с профилем пользователя. Данная ветка состоит из нескольких подразделов, которые содержат пути звуковых файлов, используемых для озвучивания системных событий; различные данные, которые могут быть изменены в панели управления, например, упорядочение значков; информацию о текущей раскладке клавиатуры, пользовательские настройки приложений и т.п.

Раздел HKEY_LOCAL_MACHINE

Здесь хранятся параметры конфигурации, которые относятся к данному компьютеру (параметры устанавливаются одновременно для всех пользователей). Например, здесь содержатся сведения о конфигурации компьютера, установленных драйверах и программах, наименовании портов, параметры файловой системы и т.п.

Раздел HKEY_USERS

Эта ветка содержит информацию о профилях всех пользователей данного компьютера (имя пользователя, настройки рабочего стола и т.д.). Также этот раздел хранит настройки по умолчанию для рабочего стола, меню «Пуск» и т.д. Они нужны в тех случаях, когда новый пользователь входит в систему в первый раз. В этот момент настройки по умолчанию копируются в его профиль, а все дальнейшие изменения, сделанные пользователем, сохранятся в данной ветке.

Раздел HKEY_CURRENT_CONFIG

Ключ отвечает за устройства Plug&Play и содержит информацию о текущей конфигурации компьютера с переменным составом устройств, вроде флеш-карт, принтеров, факсов, внешних накопителей и т.п. Также данный раздел содержит сведения о текущем профиле оборудования, который используется компьютером при запуске системы.

HKEY_DYN_DATA

Данный раздел имеется только в реестре ОС семейства Windows 9x/ME. Содержит динамически изменяемые данные о компьютере (загрузка процессора, размер файла подкачки и т. п.)

Как редактировать реестр?

Все просто в поиске Windows набираем regedit и запускаем редактор реестра от имени администратора. Перед выполнением каких либо операций в реестре необходимо сделать резервную копию! Если что то пойдет не так, можно будет вернутся на рабочую версию реестра.


Оптимизация работы реестра.

Ходят споры о том стоит ли оптимизировать реестр Windows. Я бы сказал так для более слабых компьютеров оптимизация более полезна чем для мощных. Но есть и еще один нюанс иногда не очищенные параметры реестра могут вызывать сбои и конфликты ПО и аппаратного обеспечения, поэтому делать очистку реестра от ненужных данных я рекомендую.


Кроме того реестр со временем фрагментируется, это происходит в том числе и из-за чисток. Поэтому те кто делают очистку реестра постоянно я также рекомендую иногда делать дефрагментацию реестра.

Для оптимизации работы реестра Windows можно использовать программы , WinOptimizer, Reg Organizer, Auslogics Boostspeed.


Если остались вопросы смотрите видео выше.

Сегодня мы попробуем залезть в реестр Windows с черного хода, без использования штатных WinAPI-функций, для этого предназначенных. Что нам это даст в итоге? Возможность писать и читать из реестра напрямую, в обход ограничений, установленных разработчиками антивирусных решений!

Забегая вперед, отмечу: тема эта интересна, но тут целый набор серьезных проблем. Хотя кто сказал, что нам это не по плечу? 🙂

Что такое реестр, или немного лирики

С точки зрения операционной системы Windows, реестр - это уникальная кладовка. В этой своеобразно выстроенной иерархической базе данных хранятся настройки, данные, регистрационная информация и прочая хрень почти обо всем в системе, начиная с программ и заканчивая настройками конкретного пользователя. В реестре хранится практически все. Несмотря на то что некоторые программы предпочитают хранить свои настройки в ini-конфигах (особенно программы, написанные для Win 3.11. – Прим. ред.), сама Windows всю нужную информацию о самой себе считывает из реестра. Справедливости ради отметим, что в *nix-like операционных системах до сих пор господствует система хранения настроек во всевозможных конфигах.

Новичков - системных администраторов при начале работы с реестром старшие товарищи пугают, что неправильная настройка и изменение параметров реестра могут напрочь завалить систему с последующей ее переустановкой. И это действительно так.

К примеру, так называемые точки восстановления - это копии реестра. Они широко применяются пользователями при возникновении различных проблем как с операционной системой, так и с программным и аппаратным обеспечением.

Надо сказать, что 99% информации о реестре Windows - это описание основных ключей плюс советы, как с ними работать. Но как работает с реестром сама операционная система? И сможем ли мы эмулировать ее действия? Давай немного порассуждаем.

Ну и что?

Реестр - одновременно и сильная и слабая сторона Windows. Сильная сторона реестра в том, что для разработчиков программного обеспечения отпадает необходимость манипулировать туевой хучей конфигов, как это, например, реализовано в никсах. Удобен реестр и для создателей COM-компонентов - система автоматом регистрирует такой компонент в реестре и облегчает задачу по его дальнейшему использованию.

Слабость реестра в том, что доступ к модификации чувствительных областей реестра позволяет управлять Windows любой программе, написанной каким-нибудь новоявленным малварщиком. Вспомни хотя бы самую знаменитую ветку реестра Windows, позволяющую запускать программы на старте ОС:).

Если в Windows 98 реестр могли починять все, кому это взбредет в голову, то начиная с Windows XP доступ к реестру имеют только пользователи с учетной записью администратора. В Vista+ доступ к реестру находится под защитой UAC. Оно и понятно.

Надо признать, что с выходом Win7 концепции безопасности при работе с реестром были пересмотрены в лучшую сторону. Например, под защитой находится ключевая ветвь реестра HKEY_LOCAL_MACHINE. В общем случае попытка что-то записать в нее будет перенаправлена в соответствующую ветку HKEY_CURRENT_USER для текущего пользователя.

Интерфейс

Для работы с реестром напрямую Windows предлагает программисту целый набор WinAPI, которые должны быть знакомы любому системному разработчику, - это Reg*-функции, такие как RegOpenKey, RegQueryValue и так далее. В ядре Win это NtOpenKey, NtQueryValueKey и целый ряд других. Описывать их особого смысла нет - всю документацию по надлежащему использованию этих функций можно найти в MSDN.

Здесь стоит отметить вот что. Антивирусы и проактивки для контроля за пользовательскими действиями устанавливали перехваты на упомянутые функции, как в ядре, так и в юзермоде.

С выходом Win7 x64 ситуация изменилась, и я уже об этом как-то писал. Разработчики Windows решили отказаться от возможности перехватывать потенциально опасные функции в ядре Win. Теперь переменная KeServiceDescriptorTable в x64 больше экспортируется, да и переписать нужный участок кода не выйдет - PatchGuard не даст. Есть, конечно, садомазохистские решения по обходу этих ограничений - но там гемора будет больше, чем профита. Тем более что Microsoft предлагает удобные колбеки ObRegisterCallbacks для контроля за реестром.

INFO

Информации в Сети о структурах, описывающих основные файлы реестра, очень мало. И почти все они на английском. Начальные знания можно найти . Кроме этого, хорошо про реестр написано в библии системщика «Внутреннее устройство Windows» от товарищей М. Руссиновича и Д. Соломона.

А теперь - о самом интересом

Но что же такое реестр на самом деле? Если заглянуть в папку WINDOWSsystem32config, то можно увидеть там несколько файлов: system, software, security, SAM и несколько других.

Это файлы реестра.

Однако несправедливо будет говорить о реестре просто как о некоем сочетании файлов, загруженных в память. Многое из того, что содержит реестр, носит динамический характер, то есть ряд значений высчитывается на этапе загрузки самой системы, в первую очередь это касается определенных параметров железа. Например, таков подраздел реестра HKEY_DYN_DATA, данные которого при загрузке операционной системы размещаются в оперативной памяти и находятся там вплоть до завершения работы операционной системы. То же, кстати, можно сказать и о ключевом подразделе HKEY_LOCAL_MACHINE, который не имеет своего соответствующего файла на диске, но фактически формируется из других файлов реестра, таких как software, system и прочие.

Таким образом, реестр изнутри можно весьма приблизительно назвать «виртуальным сочетанием файлов реестра». После старта системы эти файлы находятся как в файле подкачки (paged pool), так и в невыгружаемой памяти (nonpaged).

Структура реестра

Для того чтобы научиться работать с реестром напрямую, без знаний его внутренней структуры не обойтись никак. В целом Microsoft никогда не раскрывала тайны внутренней структуры файлов, составляющих реестр, поскольку это угрожает безопасности. По моим наблюдениям, все имеющиеся описания файлов реестра и его структуры (а их, кстати совсем чуть-чуть) - результаты изысканий пионэров-исследователей. Наиболее законченное, на мой взгляд, такое «исследование» можно , принадлежит оно товарищу Питеру Норрису.

Не будем вдаваться сейчас в подробности организации и структуры реестра, дело это долгое, нудное и в рамки статьи точно не вписывается. Здесь важно уяснить, что реестр - иерархическая древоподобная структура, иногда также говорят, что она похожа на пчелиные соты.

И что со всем этим теперь делать?

Сразу огорчу: запросто пошаманить напрямую с реестром в юзермоде не получится, система не даст этого сделать, как это обычно бывает с файлами, занятыми другими процессами. Если попытаться извернуться, то можно только прочесть такой «занятый» файл, и то если угадать с флагами, с которыми он был открыт. К сожалению, записать в интересующий нас «файл реестра» информацию не выйдет. Кстати, фича с записью нужной информации в реестр может прокатить, если писать в реестровские *.BAK-файлы, они точно доступны под запись.

Итак, следи за рукой:).

Первое, что может прийти в твою светлую голову, - открыть файл реестра напрямую и что-то туда записать.

Теоретически так сделать можно, для этого нужно, во-первых, уметь работать с «занятыми» файлами (способы ищи в Сети) и, во-вторых, как я уже говорил выше, надо знать внутреннюю структуру файлов реестра. Метод этот довольно топорный, но, несмотря на свою бредовость, он вполне жизнеспособен, хотя его и трудно реализовать на практике (попробуй поэкспериментировать с ним самостоятельно).

Здесь же я предложу два способа, которые помогут тебе распилить реестр на мелкие кусочки.

Первый способ заключается в том, что для конфигурационного менеджера (Configuration Manager, часть операционной системы, если ты не в курсе) реестр есть не более чем набор строго определенных структур в операционной памяти, с которыми, как оказывается, очень даже легко работать. Какие это структуры, спросишь ты? HBASE_BLOCK, HHIVE, HBIN, HCELL, HMAP_ENTRY, HMAP_DIRECTORY, куча CM_* структур, используемых конфиг-менеджером для управления реестром. С точки зрения операционной системы, реестр - это просто набор регламентированных структур в оперативной памяти. К примеру, сигнатура «regf», определяющая «файл реестра», есть заранее определенная константа:

Define HBASE_BLOCK_SIGNATURE 0x66676572 typedef struct _HBASE_BLOCK { ULONG Signature; //0x66676572 ULONG Sequence1; ULONG Sequence2; LARGE_INTEGER TimeStamp; .... } А вот и сигнатура «regf»…

То есть смысл всего этого моего монолога в том, что существует шикарная возможность манипуляции с реестром на уровне операционной системы, но при этом не используя ее штатные средства. Как это возможно? Мы просто сэмулируем действия самой операционной системы, точно так, как она сама работает с реестром! Важно, как я уже говорил, понять, что для самой ОС реестр не более чем набор соответствующих структур в памяти.

Если у нас будет доступ к файлам реестра на уровне ядра, то чем мы хуже самой ОС, чтобы установить свой порядок?

И тут на сцене появляется наиболее интересный вопрос - как найти эти самые структуры в памяти? Верно, штатных средств системы для решения этого вопроса нет, поэтому придется выкручиваться по-хитрому.

Зная, как выглядят структуры, нужно вспомнить, что каждый файл, улей реестра, имеет свою константную сигнатуру. Например, «regf» - это 0x66676572. Для улья сигнатура будет равна 0xBEE0BEE0. Имея доступ к памяти из ядра, мы можем довольно легко найти эти сигнатуры в памяти, просто просканив ее. Еще можно просканить память в поисках сигнатуры «CM10» - именно она присваивается конфиг-менеджером блоку подкачиваемой памяти, который выделяется под структуру CMHIVE. Полагаю, найдя в памяти интересующий нас элемент, ты придумаешь, что делать с ним дальше:).

Как, к примеру, изменить значение ячейки реестра? Значение хранится в поле CM_KEY_VALUE->Data, поэтому, если у тебя возникнет задача изменить какое-либо поле в конкретном ключе реестра, ищи значение именно там:

Typedef struct _CM_KEY_VALUE { WORD Signature; // #define CM_KEY_VALUE_SIGNATURE 0x6B76 WORD NameLength; ULONG DataLength; ULONG Data; //

Похожие публикации