Как хорошо выучить таблицу умножения. Как объяснить ребенку умножение, деление: простые методики для родителей

Простые способы запомнить таблицу умножения

Умножение на 1 и 10
С этого стоит начать, чтобы успокоить ребенка: умножение на единицу - это само число, а умножение на 10, число и ноль после него. Вот он уже и знает ответы на первый и последний примеры во всех столбиках.

Умножение на 2
Умножить число на два - это значит сложить два одинаковых числа.
3х2 = 3+3
6х2 = 6+6
Этот столбик запомнить или посчитать проще всего.

Умножение на 3
Для запоминания этого столбика подойдут мнемотехнические приемы, например, короткие стишки. Вы можете придумывать их вместе с ребенком или искать «готовые» в сети:
Ну-ка, друг мой, посмотри,
Сколько будет трижды три?
Нечего и делать!
Ну, конечно, девять!
Или
Всем ребятам нужно знать,
Сколько будет трижды пять,
И не ошибаться!
Трижды пять - пятнадцать!
Если в поэзии вы не сильны, придумывайте прозаические истории, героями которых будут двойка - лебедь, тройка - змея, четверка - перевернутый стульчик, восьмерка - очки, ну и так далее - дети сами подскажут вам, на кого, по их мнению, похожи цифры.
Истории и стишки можно придумывать не только для тройки, но и для любого столбика Пифагоровой таблицы.

Умножение на 4
Умножение на 4 можно представить как умножение на 2 и еще раз на 2. Этот столбик для учеников, освоивших умножение на двойку, трудности не вызовет.

Умножение на 5
Это самый простой для запоминания столбик. Все значения этого столбика расположены через 5 единиц друг от друга. Причем, если на 5 умножается четное число, произведение будет заканчиваться на 0, а если нечетное - на 5.

Умножение на 6, 7, 8
Эти столбики, а также столбик умножения на 9, традиционно вызывают у школьников трудности. Успокоить учеников можно, объяснив, что большую часть примеров из этих столбиков они уже выучили и устрашающее 83 - это то же самое, что и уже изученное 38. Поменяв местами множители, можно вспомнить, чему равно произведение.
А значит, детям останется запомнить всего лишь 6 «незнакомых» примеров:
6х7=42
6х8=48
6х9=54
7х8=56
7х9=63
8х9=72
Эти примеры можно написать на карточках, развесить на стене и заучить механически.

А можно научиться считать на пальцах:
Положите руки на стол, как показано на картинке;
Мысленно пронумеруйте пальцы:


Пусть мизинцы будут обозначать пятерки, безымянные - шестерки, средние - семерки, указательные - восьмерки, большие пальцы - девятки.
А теперь умножаем! Например, нам надо умножить 6 на 7. Первый множитель ищем на левой руке - это шестерка, то есть, безымянный палец.
Второй множитель ищем на правой руке, это семерка, то есть средний палец.
Соединяем эти пальцы (шестерку и семерку, безымянный палец левой руки и средний палец правой руки), пододвигаем соединенные пальцы к краю стола и располагаем строго на его кромке.
Смотрим, сколько пальцев свесилось со стола - это мизинец левой руки и мизинец и безымянный палец правой руки-то есть, всего 3 пальца. Они обозначают десятки. Три пальца = три десятка = 30. Запоминаем это число.
Теперь смотрим, сколько пальцев осталось лежать на столе (вместе с соединенными) - это четыре пальца левой руки и три пальца правой. Перемножаем пальцы одной руки на пальцы другой руки: 43 = 12.
Прибавляем к ранее запомненному числу 30 число 12: 30+12=42. Это и есть произведение 6 и 7.
Точно также можно умножить 7 на 8 или 8 на 9.

Умножение на 9
Для начала можно запомнить, что в таблице умножения на девятку сумма десятков и единиц в ответе всегда равняется 9. А именно: 92=18 (складываем цифры ответа: 1+8=9), то же самое и в других примерах: 96=54 (5+4=9).
При этом цифра десятка в ответе всегда на единицу меньше, чем второй множитель в примере. На практике: 97=63 (второй множитель 7, значит десятков в ответе 6. Если теперь вспомнить первую закономерность, что сумма десятков и единиц в ответе должна равняться 9, получим ответ 63).
И еще один «секрет»: если есть под рукой бумага и карандаш модно быстро в столбик записать цифры от 0 до 9 (это будут десятки), а рядом второй столбик от 9 до 0 - получатся ответы таблицы умножения на 9.
09
18
27
36
45
54
63
72
81
90
Быстро проверить умножение на 9 можно и на пальцах:
Положите руки ладонями на стол;
Мысленно пронумеруйте пальцы от мизинца левой руки до мизинца правой (мизинец левой руки - 1, безымянный левой руки - 2 и так до мизинца правой руки, который, соответственно, будет 10):

Назовите число, на которое хотите умножить девятку. Допустим, это число 3:

Загните палец, которому был присвоен порядковый номер 3 (это будет средний палец левой руки);
Пальцы, которые остались слева от загнутого, обозначают десятки (у нас это мизинец и безымянный - два пальца, т. е. 2 десятка, число 20);
Пальцы, которые остались справа от загнутого, - это единицы. У нас справа остались 2 пальца левой руки + все 5 пальцев правой - итого 7 пальцев, 7 единиц;
2 десятка (20) + 7 единиц (7) = 27. Это произведение 9 и 3.
Точно также можно умножить 9 на 7 или 9 на 10.
Изучение таблицы умножения от любого школьника потребует усидчивости и терпения, но счет на пальцах, стишки, карточки с примерами помогут облегчить запоминание и сделают его интересным и быстрым.

После первого года обучения перед родителями возникает проблема, как научить детей таблице умножения. Причём сделать так, чтобы у маленьких учеников возникло желание запомнить её, а не потому, что так надо. Простое зазубривание слишком быстро надоест , и продолжить данный процесс будет довольно сложно.

Также, уже доказано, что простое заучивание примеров со временем приводит к тому, что некоторые их них слишком быстро забываются. Попробуем привести простые приёмы, которые помогут легко и быстро выучить таблицу умножения.

С чего начинать

Отвечая на вопрос, как объяснить ребёнку таблицу умножения, следует отметить один правильный приём. Необходимо доступно пояснить, в чём заключается принцип данного действия.

К тому времени, когда приходит время приступать к изучению примеров на таблицу умножения, дети уже хорошо понимают, что такое сложение и вычитание. То есть, действие умножение заменяется сложением одинаковых слагаемых.

К примеру, 3 умножить на 2 – означает, что число 3 необходимо сложить два раза – 3+3. Если 5 умножить на 3, то складываем пятёрки три раза 5+5+5.

Очень неплохо бы было, если во время объяснения примеры на таблицу закреплялись наглядными примерами: «Мама купила Вове и Маше 2 коробки карандашей. В каждой коробке по 6 штук. Сколько карандашей в двух коробках? Как можно посчитать ? 6 плюс 6 равно или 6 умножить на 2. И в первом и во втором случае получим 12».

Несколько приёмов изучения

Учить с ребёнком таблицу умножения можно с разными приёмами. Опираемся на тот факт, что в таком возрасте у большинства детей хорошо развита механическая память. Некоторые требует визуального восприятия такого, как зарисовки, видеосюжеты, эмоциональная стихотворная подача или игровые моменты. Предоставим суть нескольких их них.

Таблица Пифагора

Один из ответов на вопрос, как помочь ребёнку выучить таблицу умножения, является таблица Пифагора . Есть столбики и строчки с числами от 0 до 9. Если пальчиком соединить строчку и столбик, в которых записаны множители, то получим число – результат умножения.

Несмотря на то, что на первый взгляд таблица кажется громоздкой, пугаться не стоит. Необходимо сразу пояснить своему ребёнку, что примеры на умножение в столбик очень легко запоминать. Основные простые правила:

  • По диагонали записаны самые простые и лёгкие произведения одинаковых чисел.
  • Последняя строчка и крайний столбец, содержит умножение на 10, при котором к множителю просто дописывают .
  • Первый столбец и первая строчка показывает результат умножения на единицу, результатом которого является то же самое .
  • Ребенку надо пояснить основной принцип пользования таблицей Пифагора, который заключается в нахождении числа. Результат располагается на пересечении столбца и строчки с необходимыми множителями.

Отметим ряд преимуществ изучения таблицы умножения в столбик по методу Пифагора:

  • дети с удовольствием образуют квадратики из горизонтальных и вертикальных линий, отыскивая правильный ответ;
  • при выполнении данных действий развивается логика математического мышления;
  • созерцание перед собой таблицы, а не просто записанных примеров, которые ему ни о чём не говорят, помогает более существенно понять изучаемый материал;
  • отсутствие посторонних знаков позволяет более результативно зрительно запомнить числа, записанные в таблице;
  • пользуясь методом на постоянной основе , допустим, находя ответы на вопросы, которые ему задают взрослые, ребёнок быстрее запоминает место расположения числа и само число, при этом он не воспроизводит в дальнейшем результаты, которых нет в таблице.

Важно! Чтобы процесс изучения умножения был результативным, необходимо поместить таблицу Пифагора на видном месте, и регулярно работать с малышом на нахождения правильных ответов.

Изучение по карточкам

Лёгкий способ запомнить таблицу умножения – использование специальных карточек. Данный процесс должен быть спланирован, и изучение проводится постепенно. Начать следует с изготовления двусторонних карточек. На одной стороне карточки записан пример на умножение, а с другой – ответ на данный пример.

Для начала с малышом изучают, к примеру, таблицу умножения на два. После первичного изучения, закрепляют материал с помощью карточек. Ребёнок берёт в руки карточки, которые разложены на столе примерами вниз , по одной, читает пример и называет результат решения.

Затем карточка переворачивается и проверяется правильность ответа. Если результат верный, то карточка откладывается в сторону. В том случае, если допущена ошибка, то карточка возвращается в общую кучку.

Преимуществом предложенного способа – это игровая форма изучения. Играя, всегда легче и проще запоминать. Кроме этого, у детишек развивается зрительная память, слуховая память и речь, так как необходимо прочитать вслух пример. Запоминается математическая терминология.

Процесс изучения лучше построить таким образом:

  1. Сначала изучаем таблицу на два, а затем закрепляем её посредством карточки.
  2. Далее изучается таблица на три. Затем карточки с данными примерами добавляются к кучке с ранее изученными. Закреплять необходимо уже примеры и на два, и на три.
  3. С увеличением запаса знаний, увеличивается количество карточек.

Особенности изучения

На этом этапе приведём особенности изучения таблицы на каждый множитель. Каждая из них имеет свою изюминку, зная о которой, можно помочь ребёнку быстро выучить таблицу умножения и обеспечить твёрдость её запоминания. Итак, хитрости таблицы заключаются в следующем.

Умножение на 10 и на 1

Самые простые методы запоминания таблицы умножения содержатся в примерах на 1 и на 10. Именно поэтому специалисты рекомендуют начинать обучение с этих упражнений. Особенности заключаются в следующем:

  • при умножении числа на 1, получаем то же самое число;
  • при умножении на 10, просто приписываем к числу ноль.

Умножение на 2

Как правильно и быстро учить таблицу умножения на 2? В первую очередь объясним ребёнку, что умножение легко заменяется действием сложения . К примеру, 2×2 означает, что необходимо сложить 2+2, а 3×2=3+3. Так что сложности запоминания нет и выучить её можно довольно быстро.

Таблица на 4

Педагоги рекомендуют после изучения примеров на 2 перейти к примерам на 4. Простой способ выучить таблицу умножения — это подробно и доступно объясняем малышу, что умножить на 4 – означает дважды выполнить умножение на 2. То есть число умножаем на 2, а затем ещё раз на 2. К примеру, 3×4 означает, что 3×2=6, а затем 6×2=12. Такой способ поможет быстрее произвести вычисления.

Умножаем на 3

Запоминания таблицы умножения на 3 вызывает у малышей некоторые трудности. Поэтому в данном случае, специалисты советуют применить стихотворную форму изучения. Стишки можно сочинить самостоятельно, а можно уже взять готовые.

Следующий способ, это объяснить детям на конкретных бытовых примерах. К примеру, приме 3×4 решается с помощью практической задачки. У мамы было 4 яблока, у папы тоже 4 и у тебя 4.

Сколько всего яблок? Причём задачи должны быть ассоциативными, чтобы ребёнок мог легко представить ситуацию и найти ответ.

Умножение на 5

Данные примеры всегда легко даются детям. Первый признак, по которому легко научить детей умножению на 5, это тот факт, что каждый последующий пример отличается от предыдущего на пятёрку. Следует пояснить:

  • цифры 2, 4, 6, 8 являются чётными и умножая их на 5 получим число которое выражает число десятков, то есть заканчивается на ноль;
  • цифры 1, 3, 5, 7, 9 – нечётные и их произведение с 5, даёт число которое заканчивается на 5.

Таблица на 9

Особенную хитрость имеет таблица на 9. Если её начать изучать просто как примеры, то результат не всегда будет удачным. А проще всего её запомнить методом загибания пальцев. Суть его заключается в следующем:

  1. Посчитайте ребёнку пальчики и присвойте каждому свой номер согласно счёту.
  2. Далее при умножении 9 на какое-либо число загибаем палец с соответствующим номером.
  3. Объясняем малышу, что загнутый палец разделяет остальные пальцы на две части: правую и левую. Пальцы слева означают количество десятков, а пальцы справа количество единиц.

К примеру, 9×6. Загибаем 6 по номеру палец. Слева от него остаётся не загнутыми 5 пальцев. Что означает 50. Справа – 4 пальца, что означает количество единиц. Сложив числа, получим 54. Итак, 9×6=54.

Умножаем на 6, 7, 8

Приступая к изучению данных примеров, чётко поясняем маленькому ученику, что многие примеры он уже знает. К примеру, если нужно умножить 6 на 4, что это то же самое что 4×6. Из этого делаем вывод, что осталось совсем немного запомнить.

Для изучения оставшихся примеров необходимо применить любой выше приведённый метод. Самый практичный из них – таблица Пифагора.

Существует множество способов, как помочь ребёнку выучить таблицу умножения. Особенно просто это сделать в мир технологий. Можно предложить онлайн игры на изучение данной темы. В этом случае малыш проведёт время с определённой пользой.

Важно! Следует помнить, что каждый ребёнок требует индивидуального подхода. И тот метод, который подходит одним, может вызвать затруднения у других.

Как легко выучить таблицу умножения

Учим таблицу умножения в игровой форме

Вывод

Главное правило: не заставляйте ребёнка из-под палки . Лучше проводить обучение, когда у маленького ученика подходящее настроение и как бы играя с ним. Изучение таблицы в игровой форме принесёт намного больше пользы, чем её однотонное заучивание, несмотря на то, в каком классе проходят умножение.

По опыту с изучением таблицы умножения приходится сталкиваться всем родителям вне зависимости от формы обучения. Здесь я опишу методику обучения таблице умножения, которую отработал и обкатал на троих своих детях.

Из последних успехов – только что проходил умножение вместе с младшим сыном (6 лет). Где-то за 2 недели он уверенно освоил умножение. И вчера удивил, когда навскидку смог ответить сколько будет 11 х 11, хотя мы ни разу этого не разбирали.

К плюсам методики можно отнести то, что весь материал я собрал в формате электронного курса . Т.е. им можно легко воспользоваться и сразу начать учиться. Изначально я делал методику и курс для себя, но недавно причесал так, что им можно было воспользоваться.

Сразу предупрежу, что материалы не из учебника и не по какой-либо конкретной программе. Все направлено чисто на усвоение конкретного навыка – таблицы умножения.

Что нужно, чтобы начать
ребенок должен уверенно знать числа до 100 и
уверенно складывать в пределах 100.

Схема методики

Что внутри каждого шага
Сложим одинаковые числа
просуммируем несколько одинаковых чисел или берем число Х несколько раз (2, 5, 3, 1 и 0 раз)

Умножение расчетом
расскажем, что такое умножение через сложение (умножение а 2, 3, 4, 5 расчетом)

Учим Таблицу Умножения
- простые случаи: учим по таблице умножение на 2, 5, 10, 9, 1, 0, 3. Сначала
учим только столбцы
последовательность здесь очень важна, т.к.:
- самое простое для человека действие - удвоение
- взять пять раз удобно, т.к. используется аналогия 5 пальцев
- потом на 10,
- потом на 9 (это 10 без 1)
- на 1, 0 и 3

Диагональ таблицы: некоторые примеры мы уже знаем

Узнаем про перестановки порядка умножения. Т.е. что от этого не меняется
результат. И умножение на 4

Учим особые и сложные случаи: остается буквально 3 примера 6х7, 6х8, 7х8

В чем подход
каждый шаг исходит из того, что ребенок хорошо знает
рост сложности от шага к шагу должен быть очень плавным
ребенок тренируется на каждом шаге, пока не освоит навык на шаге (требуемый уровень ~70% правильных ответов)
вся деятельность дробится на малые блоки, по каждому подводится итог. Это неплохо мотивирует ребенка, т.к. он движется от одного успешно выполненного блока к другому.

Как можно применить методику
можно заниматься по учебнику, с учетом шагов методологии
можно тренировать ребенка самому, задавать ему примеры
можно начать проходить курс онлайн (все естественно некоммерческое)

При этом главное не забывать, что навык умножения должен сделаться устойчивым. Для этого нужно повторять умножение с ребенком хотя бы через неделю, две и месяц.
Дальше есть куча возможностей развивать навык умножения – быстрые методы умножения, умножение больших чисел, и т.д. Постараюсь в ближайшее время написать что-нибудь по развитию навыка умножения.

В завершение
Надеюсь, это может быть полезным и поможет сэкономить на калькуляторах:-) Как ни удивительно иногда это бывает актуальным даже для учеников средней школы, у которых в этом месте пробелы. Если имеется пробел или неуверенность в этой теме – его нужно попытаться закрыть как можно раньше, т.к. этот навык будет постоянно использоваться в дальнейшем.
Если есть вопросы или комментарии по методике или ее реализации – давайте обсудим.

А как у вашего ребенка со сложением и умножением?

Самый быстрый способ выучить таблицу умножения, зависит от индивидуальных особенностей ребенка 8 – 10 лет. Значение имеет то, что нравится. Нравится ему вырезать цифры, значит это будет такая таблица. Интересно ему лепить из пластилина – пусть будет пластилин. Ребенок получает удовольствие от стихосложения – учите таблицу в стихах.

Запоминание таблицы умножения невозможно без ее понимания. Необходимо объяснять ее ребёнку так, чтобы он легко понял принцип, на котором она построена. Тогда запоминание придет само собой. При этом, каждый ученик начальных классов должен выучить данную таблицу. Однако, ребёнку необходимо помочь.

Это особенно важно, когда учить таблицу приходятся вы период летних каникул. Ребёнку хочется играть на улице, кататься на велосипеде, а вместо этого приходится час или даже несколько минут тратить на учебу.
Конечно, это ребёнку не нравится, он может начать капризничать, делать вид, что ничего не понимает, находить разные предлоги, чтобы прервать этот час учебы.

Именно поэтому, ребёнку нужно помочь, необходимо его заинтересовать. В силу возрастных особенностей, дети 8 – 11 лет лучше воспринимают информацию в виде игры. Непринужденная атмосфере, отсутствие обязательности, поможет ребёнку легко освоить таблицу умножения.

Учим таблицу умножения. Музыкальный развивающий мультфильм

Существует немало разнообразных способов, с помощью которых можно легко научить ребенка 8 – 11 лет таблице умножения.

К примеру, игровая форма обучения потребует один час в день или даже меньше, но даст великолепный результат.

Так, можно вместе с ребенком сделать таблицу, вырезав цифры из разноцветной бумаги. В 7 или 8 лет дети уже знакомы с цифрами, поэтому вырезать их должно быть легко.

  1. Можно помочь ребенку наклеить вырезанные цифры на большой лист бумаги. Затем в игровой форме постепенно, тратя час в день, учить таблицу.
  2. Психологи советуют прибегать к такому ходу – ребенок помогает учиться своей любимой игрушке. Это будет довольно легко. В возрасте 8 -11 лет дети имеют такие игрушки. Ребенок должен будет объяснять своему игрушечному другу эту таблицу. Таким образом, удастся заинтересовать ребенка и он, обучая своего друга, научится и сам. Это нужно продолжать день ото дня, пока вся таблица не будет выучена.
    При этом, затрачивать можно один час. Больше не стоит, так как ребенок будет слишком утомляться и эффект игры пропадет.
  3. Можно легко выучить таблицу, постепенно наклеивая вырезанные цифры на бумагу. Сначала нужно выучить одно или несколько правил (6 на 6 или 5 на 7). По мере запоминания наклеивать цифры.

При этом, следует повторять пройденное. Но делать все нужно ненавязчиво. Поэтому, следите на реакцией. Если занятие начинает надоедать, то его лучше прервать и продолжить позже. У детей в 10 лет нет большой способности к концентрации внимание, поэтому переутомлять ребенка не стоит.

Постепенно запоминая таблицу, малыш начнет самостоятельно понимать ее принципы. Для него это станет настоящим открытием. В 8 лет он уже может отлично мыслить и понимать логические связи. А узнав, как работает таблица, он сам будет проверять свое знание, умножая различные цифры.

Ещё одним важным моментом является визуализация образа цифр. В данном случае, это цифры, которые вырезаны из бумаги. Но ведь у детей в 8 лет уже прекрасно развита моторика.

Поэтому, можно показывать нужную цифру на пальцах, а ребенок будет ее вырезать и наклеивать. Таким образом, он будет запоминать саму цифру. Видя ее на пальцах родителя, у малыша сформируется ее образ.

Учим через стихи

Интересным и необычным способом выучить таблицу умножения, являются стихи. Однако, такой вариант окажется полезным, только если малыш любит стихи и расположен к ним.

В таком случае, вы можете показывать на пальцах цифры, а ваш малыш будет умножать их. Начинать следует с самых небольших значений. А постепенно задачу нужно усложнять.

Найти стихи для запоминания таблицы умножения можно в интернете. Но можно и сочинить такие стихи самостоятельно. Главное, чтобы они не были сложными и хорошо воспринимались малышом 8 лет.

Но самым лучшим вариантом будет совместное сочинение стихов. В 8 лет малыш прекрасно понимает и чувствует рифму. Поэтому, весь процесс сочинения обучающих стихотворения будет проходить очень весело и позволит выучить нужный материал за короткое время.

Примеры разучивания при помощи стихов


Пример 1
На день рождения в торт воткнулось двое вилок
Два умножить на четыре, получится восемь дырок.

Пример 2

Как то раз увидел рака рак,
шесть на два – двенадцать лап

Подобные стихотворения можно разучивать применительно для каждого ряда таблицы умножения. Такие упражнения не будут слишком сложны для малыша. Одновременно, они смогут пробудить интерес к математике, понимание законов умножения чисел.

А стихотворная форма обучения во многом схожа с игровой. Особенно, если придумывать рифма самостоятельно. Это даст нужный результат. Таким образом, удастся овладеть знанием таблицы умножения и не затрачивать много времени.

Однако, существует несколько общих правил, которыми не стоит пренебрегать:

  • Не начинайте обучение, если у малыша плохое настроение. Такие занятия не принесут пользы и приведут только к ссоре;
  • Нельзя ни в коем случае ругать или наказывать малыша. Не забывайте, что это игра. Иначе, он потеряет к ней интерес раз и навсегда и все придется начинать сначала;
  • Занятия не должны быть обременительными. Не нужно тратить слишком много времени, будьте терпеливы и вы получите отличный результат
  • Не требуйте сразу значительных успехов. вначале будет только интересное запоминание. Только потом, когда принципы умножения откроются малышу, это станет интересным ему самому и темпы обучения возрастут;
  • Если имеются и иные задания, то распределяйте нагрузку. Не делайте упор на чем-то одном. Это обязательно приведет к переутомлению.

Таблица умножения в стихах

Школьникам таблица кажется скучной и бесполезной. Часто дети сердятся, расстраиваются, пытаясь разобраться в непонятном для них наборе цифр. Родители могут сделать процесс обучения легким и веселым, если подготовиться к занятиям заранее.

Основное правило в изучении таблицы умножения - заинтересовать ребенка. Как и взрослые, они воспринимают информацию по-разному. Одним детям нравится разучивать стихи и песни. Другие могут спокойно сидеть с родителями за столом и рассматривать таблицу Пифагора.

Как научить ребенка таблице умножения (картинка)

Легко запомнить таблицу умножения ребенку помогают:

  • Карточки;
  • Счетные фигурки, палочки;
  • Специальные программы для планшета и телефона;
  • Обучающие видео и мультфильмы;
  • Стихи и песни;
  • Картинки;
  • Пальчики ребенка.

Игровые способы увлекают и дают быстрые результаты. Начинать занятия лучше в хорошем настроении, когда ребенок расположен учебе.

Учим таблицу умножения: лайфхаки и видео

Важно понять, как ребенку комфортнее воспринимать информацию, чтобы процесс не превратился в «зубрежку». Все очень просто:

Дети-аудиалы лучше учатся новому в разговоре. Им нравится заучивать цифры, повторяя примеры вслух. Хороший вариант запомнить таблицу умножения - разучивать стихи, песенки или смотреть обучающие видео.

Учим таблицу умножения (видео)

Ребенок-визуал легче обучается, если задействованы зрение и образы. Они усваивают информацию с помощью ярких рисунков, игр-раскрасок, в которых есть крупные цветные шрифты и цифры.

Таблица умножения игра-раскраска (картинка)

Также с ребенком-визуалом можно смотреть обучающие мультфильмы, в которых любимые персонажи выступают в роли учителя.

Таблица умножения на 9 с Фиксиками (видео)

Дети-кинестетики учатся через ощущения и чувства, которые у них возникают при контакте с новым предметом и информацией. В этом случае можно попробовать метод карточек.

Учим таблицу умножения с помощью карточек (видео)

Важно учитывать, как ваш ребенок лучше всего обучается, тогда процесс заучивания таблицы умножения пройдет весело и легко.

Как выучить таблицу умножения за 5 минут в день

Кукина Екатерина Георгиевна

преподаватель математики

Вы же наверняка не раз слышали мнение, что уровень математического образования падает.

Вот, когда мои дети учились во втором классе, я отчетливо себе поняла, почему падает уровень математического образования в школе. Именно во втором классе при закладке самого фундамента математического образования возникает такая гигантская невосполнимая дыра, которую уже никакими костылями в виде калькуляторов не подопрешь.

А именно, главная проблема - в таблице умножения. Посмотрите на тетради в клетку, которые есть у ваших детей-школьников.

Я долго-долго ходила по магазинам в поисках тетрадей. И все равно, на всех - вот такая картина.

Таблица умножение (картинка)

Есть тетради еще хуже (для старшеклассников), на которых таблицы умножения нет, а есть куча бессмысленных формул.

Ну, так чем же эта тетрадь плоха? Ничего не подозревающий родитель видит, что на тетради таблица умножения. Вроде, всю жизнь же на тетрадях была таблица умножения? Что не так-то?

А проблема как раз в том, что на тетради НЕ таблица умножения.

Таблица умножения, дорогие мои читатели, это вот:

Иногда эту же таблицу даже называют красивым слово "таблица Пифагора". Верхнюю и левую колонки можно не брать, только основной прямоугольник.

Во-первых, это таблица. Во-вторых, она интересная!

Ни один ребенок в здравом уме не будет рассматривать выписанные столбиками примеры.

Ни один ребенок, как бы гениален он ни был, не сможет найти в выписанных примерах интересные фишки и закономерности.

Ну, и вообще, когда учитель говорит: "выучи таблицу умножения", а ребенок даже перед собой таблицы не видит - он сразу понимает, что математика - это такая наука, где обычные вещи названы как-то по-другому и надо много-много зубрить, а понять ничего невозможно. И вообще, надо делать "так, как сказано", а не "так, как есть смысл".

Чем же таблица Пифагора лучше?

Во-первых, в ней нет мусора и информационного шума в виде левой части примеров.

Во-вторых, над ней можно подумать. Тут даже нигде не написано, что это умножение - просто таблица.

В-третьих, если она постоянно под рукой и ребенок на нее постоянно натыкается, он волей-неволей начинает запоминать эти числа. В частности, на вопрос "семью восемь" он никогда не ответит 55 - ведь числа 55 вообще в таблице нет и не было!

Запоминать столбики примеров способны только дети с аномальной памятью. В "таблице" надо запоминать гораздо меньше.

Кроме того, ребенок автоматом ищет закономерности. И сам самостоятельно их находит. Даже такие закономерности находят дети, еще не умеющие умножать.

Например: числа, симметричные относительно диагонали - равны. Понимаете, людской мозг просто настроен искать симметрию, и если ее находит и замечает - очень радуется. А что это означает? Это означает, что от перестановки мест сомножителей произведение не меняется (или что умножение коммутативно, говоря проще).

Таблица Пифагора: умножение (картинка)

Понимаете, ребенок замечает это сам! А то, что человек придумал сам, он запомнит навсегда, в отличие от того, что он зазубрил или ему сказали.

Помните свой экзамен в вузе по математике? Вы же забыли все теоремы курса, кроме той, что вам досталась, и вам пришлось ее доказывать злобному преподу! Ну, это если вы не списывали, конечно. (Я утрирую, но почти всегда это близко к правде).

А потом ребенок видит, что можно не всю таблицу учить, а только половину. Если мы уже знаем строчку умножения на 3, то нам не надо запоминать "восемь на три", а достаточно вспомнить "три на восемь". Уже вдвое меньше работы.

А кроме того, очень важно, что ваш мозг не принимает сухую информацию в виде каких-то непонятных столбиков примеров, а думает и анализирует. Т.е. тренируется.

Кроме коммутативности умножения можно заметить, например, еще такой замечательный факт. Если ткнуть в любое число и провести прямоугольник от начала таблицы до этого числа, то количество клеточек в прямоугольнике - ваше число.

Таблица Пифагора: умножение (картинка)

И тут умножение уже получает более глубинный смысл, чем просто сокращенная запись нескольких одинаковых слагаемых. Идет смысл и для геометрии - площадь прямоугольника равна произведению его сторон)

А вы не представляете, насколько проще делить с такой таблицей!

Короче, если ваш ребенок во втором классе, распечатайте ему вот такую, правильную, таблицу умножения. Повесьте на стену большую, чтобы он на нее поглядывал, когда делает уроки или сидит за компом.

И напечатайте и заламинируйте ему маленькую (или напишите на картоне). Пусть он ее в школу с собой таскает, и просто удобно под рукой держит. (не помешает на такой таблице выделить квадраты по диагонали, чтобы лучше видно)

У моих детей есть вот такая. И им это реально помогло во втором классе и до сих пор очень сильно помогает на уроках математики.

Таблица Пифагора: умножение (картинка)

Вот честное слово, сразу средний балл по математике увеличится, а ребенок перестанет ныть, что математика тупая. А в придачу, в будущем вашему ребенку тоже будет проще. Он поймет, что надо шевелить мозгами, а не зубрить. И мало, что поймет, он еще и научится это делать.

И повторюсь: в примерах столбиками ничего плохого нет. И количество информации в них содержится такое же, как и в "таблице". Но и ничего хорошего в таких примерах тоже нет. Это - информационный мусор, из которого нужное не сразу найдешь.

Чаще хвалить

Придумайте для ребенка способы поощрения. Это могут быть приятные мелочи, которые его радуют.

Находить подход, если ребенок не в настроении

Заставлять заниматься, кричать или полностью лишать развлечений -такие методы отбивают всякое желание заниматься. Имеет смысл спокойно объяснять важность занятий и мотивировать ребенка.

Учить таблицу умножения постепенно

Когда ребенок впервые видит, сколько цифр ему нужно запомнить - возникает протест. Лучше заниматься в комфортном темпе с перерывами на отдых.

Помнить, что каждый ребенок - личность

Как только детей сравнивают с друзьями или одноклассниками - у них пропадает желание что-либо делать. Нужно помнить, что у каждого ребенка свой темп обучения и бережное отношение родителей имеет большое значение.

Говорить о том, что ошибки - это нормально

При первых неудачах дети теряют интерес, не хотят продолжать занятия. Важно объяснять, что без ошибок не бывает хороших результатов. Все обязательно получится.

Теперь вы знаете все о том, как научить ребенка таблице умножения разными способами, чтобы процесс запинания был в радость.

Похожие публикации