Как работать в программе inkscape 0.91. Рисуем ёжика в Inkscape. Как пользоваться сеткой в inkscape

Основные функции

  • различные методы обработки текста (рендеринг, вставка в контур, правка и т. д.);
  • инструменты для рисования (градиент, эллипс, звезда, спираль и др.);
  • ыполнение разнообразных операций с контурами;
  • векторизатор растровых изображений;
  • работа с клонами объектов;
  • коллективное рисование;
  • сохранение/открытие файлов в сжатом виде;
  • импорт/экспорт многочисленных графических форматов;
  • набор макросов для создания графики.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • бесплатное распространение;
  • набор многочисленных полезных инструментов для работы с графикой;
  • наличие индивидуального движка рендеринга;
  • создание графических элементов для высококачественной печати.

Недостатки:

  • замедление работы процессора вследствие высокой ресурсоемкости;
  • отсутствие функции экспорта в формат SWF;
  • периодические ошибки при импорте файлов.

GIMP - бесплатный редактор графики . Отличается огромным набором эффектов и рабочих инструментов. Умеет обрабатывать GIF-анимации и работать со слоями. Поддерживает пакетную обработку файлов.

Pixia - бесплатный графический редактор . Работает практически со всеми форматами изображений, имеет большой набор эффектов, базовых инструментов для обработки, множество дополнительных опций. В нем можно подключать фильтры Photoshop к собственной библиотеке.

CorelDRAW. Платная графическая программа для создания и обработки векторных изображений, а также их экспорта в любой удобный формат. В ней можно создавать анимированные изображения GIF, рисовать векторную графику для проектирования домов, печатать готовые проекты.

Как пользоваться

Интерфейс программы состоит из левой панели с основными инструментами для рисования и обработки объектов и с верхней панели, содержащей подэлементы для каждого инструмента. В нижней строке выводятся полезные подсказки.

Интерфейс

Для того чтобы создать новый документ, откройте меню «Файл», пункт «Создать» или используйте сочетание клавиш «Ctrl+O». Для сохранения проекта предназначена комбинация «Ctrl+S». Переключать рабочие окна можно с помощью клавиш «Ctrl+Tab».

Если вы хотите изменить параметры страницы (редактировать размеры холста, ориентацию, фон и т. д.), нажмите «Shift+Ctrl+D» и перед вами появится такое окно:

Параметры страницы

Для создания фигур используйте соответствующие инструменты. Чтобы точно настроить их параметры, применяйте поля ввода на верхней панели:

Создание фигур

Для выделения объекта пользуйтесь специальным инструментом – селектором. Щелкните мышкой по верхней кнопке, а затем по объекту. После этого вокруг него появится несколько инверсных стрелок. С их помощью можно перетаскивать объект, поворачивать, изменять его размер и т. д.

Перетаскивание

Inkscape – программный продукт, в котором есть все необходимые инструменты и функции, позволяющие полноценно работать с векторной графикой.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Технология работы в программе Inkscape Рисование графических примитивов в редакторе. Редактирование и трансформация. Понятие слоя. Работа с текстом

2 слайд

Описание слайда:

Inkscape. Работа с примитивами Инструмент Звезда или Многоугольник позволяет рисовать в Inkscape звезды и многоугольники. Чтобы нарисовать звезду или многоугольник, выберите этот инструмент в боковом окне панели инструментов Inkscape и перетащите курсор мыши с нажатой левой кнопкой из одной точки в другую. Начальная точка будет соответствовать центру звезды, конечная точка одной из ее вершин.

3 слайд

Описание слайда:

При рисовании звезды, если удерживать нажатой клавишу Ctrl, то угол поворота звезды будет ограничен 15-ю градусами. Уже нарисованные звезды могут быть изменены с помощь маркеров узлов. Эти маркеры будут также активны, если активен инструмент управления узлами инструмент управления узлами

4 слайд

Описание слайда:

Определить тип фигуры: звезда или многоугольник, можно на панели свойств. Для этого в меню есть два значка с соответствующим изображением желтого многоугольника и звездочки. Второй параметр, который можно также изменить - это количество углов.

5 слайд

Описание слайда:

Для изменения фигуры звезды или многоугольника есть два маркера узлов. Верхний узел служит для управления положением кончика звезды или углом многоугольника.

6 слайд

Описание слайда:

Второй маркер - базовый узел контролирует положение "внутренней" вершиной звезды.

7 слайд

Описание слайда:

Удержание клавиши Shift при изменении узлов звезды, позволяет управлять закруглением её углов.

8 слайд

Описание слайда:

Удержание клавиши Alt при изменении узлов звезды, будет перемещать все вершины звезды или вершины многоугольника независимо друг от друга в произвольном порядке.

9 слайд

Описание слайда:

Рисование инструментом Спираль Инструмент Спираль предназначен для рисования в Inkscape спиралей Архимеда. Чтобы нарисовать спираль, выберите инструмент в боковом окне панели инструментов Inkscape и перетащите курсор мыши с нажатой левой кнопкой из одной точки в другую.

10 слайд

Описание слайда:

Характеристики спирали определяются двумя узлами внешним и внутренним. Маркеры узлов будут также активны, если активен инструмент управления узлами Спираль можно изменить, если перетащить маркеры этих узлов, предварительно выделив спираль с помощью инструмента выделения и трансформации Если спираль выбрана, а сам инструмент Спираль активен, то эти маркеры будут видны.

11 слайд

Описание слайда:

Перетаскивание маркеров позволяет делать спираль длиннее или короче, или изменять радиус внутреннего и внешнего её концов. Удерживая клавишу Shift, при нажатии на внутренний узел, внутренний радиус будет обнулен.

12 слайд

Описание слайда:

Внешний узел может быть использован для изменения и поворота спирали. Если удерживать при этом нажатыми клавиши Shift+Alt, то спираль будет только вращаться, сохраняя фиксированный радиус. Число витков спирали, нелинейность, а внутренний радиус могут быть установлены также виде числовых параметров этого инструмента на панели свойств. Чтобы вернуть значения этих параметров в исходное состояние по умолчанию, нажмите кнопку с метелкой в этой панели справа.

13 слайд

Описание слайда:

Чтобы понять, как происходит заполнение спирали цветом, надо рассказать, как Inkscape рассчитывает заливку спирали. Спираль является открытым контуром. Однако заполнение цветом осуществляется так, как если бы контур был замкнутым отрезком между двумя узлами, внутренним и внешним. Наглядно можно продемонстрировать это на примере картинки ниже. В первом случае заливка спирали осуществлена с нажатием кнопки Любые самопересечения или внутренние субконтуры используют дыры в заливке, во втором случае была нажата кнопка Заливка имеет дыру, только если внутренний субконтур направлен в противоположную сторону.

14 слайд

Описание слайда:

Рисование инструментом Эллипс Инструмент эллипс позволяет рисовать в Inkscape эллипсы, круги и дуги. Чтобы нарисовать эллипс или круг, выберите инструмент в боковом окне панели инструментов inkscape. Чтобы нарисовать эллипс или круг, перетащите курсор мыши с нажатой левой кнопкой из одной точки в другую. Чтобы рисовать ровные круги, удерживайте при рисовании нажатой клавишу Ctrl. Этот способ позволяет также рисовать эллипсы с целыми соотношениями высоты к ширине. Если удерживать при рисовании эллипса или круга клавишу Shift, то начальная точка будет соответствовать не контуру, а центру эллипса.

15 слайд

Описание слайда:

Круглый маркер управляет углом сектора или дуги. Как и в инструменте прямоугольник, круглых маркеров на самом деле два. Если потянуть видимый верхний круглый маркер вниз, то получится сектор и станет виден другой маркер, который можно перемещать вверх. Первоначально оба круглых маркера находятся друг над другом. Если удерживать клавишу Ctrl при перетаскивании круглых маркеров, то шаг изменения дуги будет ограничен 15-ю градусами.

16 слайд

Описание слайда:

Если попробовать переместить круглый маркер внутрь эллипса (сам маркер, конечно, не переместится, но попробовать это сделать можно), то показанный выше режим рисования сегмента изменится на дугу, такую как показано на рисунке ниже. Для того что бы снова переключиться на сегмент, как на рисунке выше, надо попробовать переместить один из круглых маркеров за пределы контура эллипса.

17 слайд

Описание слайда:

Тоже самое можно сделать в настройках, которые есть в контекстной панели инструмента эллипс. Как видно из рисунка выше, на панели свойств инструмента эллипс можно с помощью числовых параметров настраивать значения угла круглых маркеров, выбирать режим: дуга или сегмент. Координаты начального и конечного круглых маркеров задаются в градусах, и измеряется в направлении по часовой стрелке, начиная с оси абсцисс (X). Так же можно вернуть все назад, нажав на кнопку "сделать фигуру целым эллипсом, а не дугой или сегментом".

18 слайд

Описание слайда:

Рисование инструментом Прямоугольник Инструмент прямоугольник позволяет рисовать фигуры: прямоугольники и квадраты. Чтобы нарисовать прямоугольник или квадрат, выберите этот инструмент в боковом окне панели инструментов inkscape и перетащите курсор мыши с нажатой левой кнопкой из одного угла в другой противоположный угол. Чтобы рисовать квадраты, удерживайте при рисовании нажатой клавишу Ctrl. Если удерживать при рисовании прямоугольника клавишу Shift, то начальная точка будет соответствовать не вершине, а центру прямоугольника.

19 слайд

Описание слайда:

Если прямоугольник выбран, а инструмент "прямоугольник" активен, то в углах прямоугольника появятся специальные маркеры. Квадратные маркеры в противоположных углах служат для изменения размера прямоугольника, а круглый маркер в верхнем правом углу позволяет управлять скруглением углов.

20 слайд

Описание слайда:

Круглый маркер управляет закруглением углов прямоугольника. Но на самом деле круглых маркеров два. Если потянуть видимый верхний круглый маркер вниз, то получится закругленный по окружности угол. При этом станет виден второй круглый маркер в углу.

21 слайд

Описание слайда:

Вернуть углы назад в первоначальное состояние можно, нажав на кнопку Убрать закругление углов на панели свойств (кнопка появляется, если инструмент Прямоугольник активен). Здесь же можно задать с помощью числовых параметров ширину и высоту прямоугольника.

22 слайд

Описание слайда:

Редактирование и трансформация Инструмент выделения и трансформации используется для выбора, перемещения и изменения размеров объектов на холсте с помощью мыши. Для того что бы активировать инструмент выделения и трансформации inkscape выберите его в окне инструментов (первый инструмент сверху виде черной стрелочки) или нажмите клавишу S или F1.

23 слайд

Описание слайда:

Как выделить в inkscape один объект Используя инструмент "Выделение и трансформация" щелкните им по объекту и он станет выделенным. Выделенный объект inkscape будет обведен черной или пунктирной рамкой. При наведении на объект рядом с курсором мыши появится изображение руки. В этом случае удерживая нажатой левую кнопку мыши можно изменять расположение объекта перетаскивая его по холсту. Черные прямые стрелочки по краям рамки позволяют изменять размеры объекта. Если еще раз щелкнуть указателем мыши по объекту, черные прямые стрелочки изменятся на черные загнутые стрелочки. В этом случае вы можете вращать объект или изменять его наклон.

24 слайд

В этом разделе учебника изложены основы работы с Inkscape. Кроме того, это обычный документ Inkscape: вы можете его просматривать, редактировать, копировать и сохранять.

Урок охватывает приёмы ориентирования на холсте и работу с документами. Он даёт начальное представление о рисующих фигуры инструментах, о выделении, о редактировании и группировке фигур, об установке параметров заливки и обводки, выравнивании и распределении объектов. Более сложные темы смотрите из меню «Справка».

Перемещение по холсту

Есть множество способов перемещаться по холсту. Попробуйте Ctrl+стрелки для перемещения при помощи клавиатуры (к примеру, попробуйте такую комбинацию для смещения документа вниз). Вы также можете передвигаться по холсту, зажав его поверхность средней клавишей мыши, или при помощи ползунков (нажмите Ctrl+B для того, чтобы показать или спрятать ползунки). Колесо прокрутки мыши также работает для вертикального перемещения. Для горизонтального перемещения используйте Shift вместе с колесом мыши.

Изменение масштаба

Проще всего изменять масштаб клавишами - или + (для увеличения работает и =). Также можно использовать следующие варианты сочетания клавиш: Ctrl+средняя клавиша мыши или Ctrl+правая кнопка мыши - для увеличения, Shift+средняя, Shift+правая или колесо мыши с нажатым Ctrl - для уменьшения. Значение указано в процентах, набрав нужное, нажмите Enter. Кроме того, в программе Инструмент масштабирования (среди инструментов слева) можно увеличивать только необходимую выделенную область.

Inkscape хранит историю масштабов, которые вы использовали при работе. Для того чтобы вернуться к предыдущему состоянию, нажмите клавишу ` или для перехода к следующему состоянию Shift+` .

Инструменты Inkscape

Панель со значками в левой части окна представляет инструменты Inkscape для рисования и редактирования. В верхней части окна (под меню) находится Панель управления с основными командными кнопками и панель Параметры инструментов (чуть ниже панели управления), содержащая параметры, специфичные для каждого инструмента. Строка состояния (внизу окна) будет показывать полезные подсказки во время вашей работы.

Многие действия доступны с клавиатуры. Полный справочник по клавишам находится в меню «Справка > Использование клавиатуры и мыши».

Работа с документами

To create a new empty document, use File > New or press Ctrl+N . To create a new document from one of Inkscape"s many templates, use File > New from Template... or press Ctrl+Alt+N

To open an existing SVG document, use File > Open (Ctrl+O). To save, use File > Save (Ctrl+S), or Save As (Shift+Ctrl+S) to save under a new name. (Inkscape may still be unstable, so remember to save often!)

Inkscape использует формат SVG (Scalable Vector Graphics - Масштабируемая векторная графика) для своих файлов. SVG является открытым стандартом и широко используется в графических пакетах. Формат SVG использует язык разметки XML, поэтому файлы в этом формате могут редактироваться любым текстовым или XML-редактором (отдельно от Inkscape). Помимо SVG, в Inkscape можно работать и с другими форматами (например, EPS и PNG).

Для каждого документа Inkscape открывает новое окно. Вы можете переключаться между ними разными способами в зависимости от настроек менеджера окон (например, Alt+Tab), либо используя собственное сочетание клавиш Inkscape - Ctrl+Tab для переключения между документами по кругу. Для практики попробуйте создать несколько новых документов и переключайтесь между ними. Примечание: Inkscape относится к этим окнам как к вкладкам в браузере, а это значит, что Ctrl+Tab работает только для документов, запущенных в одном процессе. Если вы откроете несколько документов через файловый менеджер или запустите несколько копий Inkscape, то переключение работать не будет.

Создание фигур

Настало время фигур! Выберите синий прямоугольник в полоске слева (или нажмите F4). Наведите курсор мыши на документ (тут же или в новом созданном окне), нажмите левую клавишу мыши и переместите её курсор в сторону - вы получите прямоугольник:

Как видите, по умолчанию прямоугольник залит синим цветом, имеет чёрную обводку и частично прозрачен. Ниже вы увидите, какими способами можно изменять эти параметры. Другими инструментами вы также можете создавать овалы, звезды и спирали:

Рассмотренные инструменты называются инструментами фигур . Каждая созданная фигура имеет один или несколько белых прямоугольников управления (ручек) . Попробуйте перемещать их в пределах документа и обратите внимание на изменение фигуры (белые точки видны только тогда, когда выбран один из четырёх инструментов: синий квадрат, коричневый круг, жёлтая звёздочка или спираль). У панели Параметры инструментов свой способ изменения фигур. Управляющие элементы в ней влияют на выбранные в настоящий момент объекты (т.е. те, ручки которых видны), а также определяют параметры новых фигур.

Для отмены последнего действия действует комбинация Ctrl+Z (если вы изменили решение, можно вернуть отменённое действие, используя Shift+Ctrl+Z).

Перемещение, изменение размера и вращение

Наиболее популярный инструмент в Inkscape - Селектор . Выбрать его можно щелчком по чёрной стрелке (либо нажав F1 или пробел. Этим инструментом вы можете выбрать любой объект на холсте. Щёлкните мышью по квадрату, изображённому на иллюстрации:

Вокруг объекта вы увидите восемь стрелок. Теперь вы можете:

    Передвигать объект (с нажатым Ctrl перемещения ограничиваются двумя осями: горизонтальной и вертикальной).

    Менять размер объекта, потянув за любую из стрелок (меняя размер с нажатым Ctrl , вы сохраните пропорции оригинала).

Щёлкните мышью по прямоугольнику ещё раз - направление стрелок изменится. Теперь вы можете:

    Поворачивать объект, потянув за угловые стрелки (с нажатым Ctrl объект будет поворачиваться шагами по 15 градусов; сместив крестик, вы сместите центр вращения).

    Перекашивать (наклонять) объект, двигая неугловые стрелки (с нажатым Ctrl перекашивание будет производиться с шагом в 15 градусов).

В этом режиме (режиме выделения объектов) вы так же можете менять размеры и расположение выделения на холсте, используя поля вверху.

Изменение формы при помощи клавиш

Одна из особенностей Inkscape, отличающая его от большинства других редакторов векторной графики - удобное управление с клавиатуры. Трудно найти команду или действие, которые было бы невозможно выполнить с клавиатуры, и изменение формы объектов - не исключение.

Вы можете использовать клавиатуру для перемещения объектов (клавиши-стрелки), изменения размера (клавиши < и >) и вращения (клавиши [ и ]). По умолчанию шаг перемещения и смены размера равен двум пикселам. С нажатой клавишей Shift это значение увеличивается в 10 раз (и становится равным 20 пикселам). Клавиши Ctrl+> и Ctrl+< увеличивают или уменьшают объект на 200% или 50% от оригинала соответственно. С нажатой клавишей Ctrl вращение будет выполняться с шагом в 90 градусов вместо 15.

Кстати говоря, наиболее удобны пиксельные изменения формы , производимые с нажатой клавишей Alt и клавишами изменения форм. Например, Alt+стрелки будут двигать выбранное на 1 пиксел данного масштаба (т.е. на 1 пиксел экрана , не путайте с пикселом, который является SVG единицей длины и отличается от пиксела масштаба). Это означает, что если вы увеличили масштаб, то Alt+стрелка даст меньшее смещение от абсолютного измерения, что по-прежнему будет выглядеть как смещение на пиксел на экране. Это даёт возможность точно разместить объект, изменяя масштаб.

Схожим образом Alt+> и Alt+< изменяют размер на один пиксел, а Alt+[ и Alt+] вращают объект на один пиксел.

Alt+стрелка и некоторые другие комбинации клавиш могут не работать, если используемый в Linux оконный менеджер перехватывает эти клавишные события прежде, чем они достигнут Inkscape. Обычно этот вопрос решается настройкой оконного менеджера.

Выделение нескольких объектов

Вы можете выбрать любое количество объектов одновременно, нажав Shift+щелчок на желаемых объектах. Также можно выбрать объекты рамкой выделения - так называемым резиновым выделением (рамка выделения появляется тогда, когда выделение начинается с пустого места, а с нажатой клавишей Shift рамка выделения появится и над объектом). Практикуйтесь в выделении на этих трёх фигурах:

Теперь, используя «резиновое» выделение (без или с клавишей Shift), выделите эллипсы, но не прямоугольник:

Каждый выделенный объект отображается с пунктирной рамкой вокруг него. Благодаря этой рамке просто определить, какой объект выделен, а какой нет. Например, если выбрать оба эллипса и прямоугольник под ними, то без пунктирной рамки будет сложно понять, выделены эллипсы или нет.

Shift+щелчок на выделенном объекте исключает его из общего выделения. Попробуйте для практики выбрать три объекта сверху, а после этого, используя Shift+щелчок, исключите эллипсы, оставив выделенным только прямоугольник.

Нажатие Esc сбросит все выделения. Ctrl+A выделяет все объекты в пределах активного слоя (если вы не создавали слоёв, то это равносильно выделению всех объектов документа).

Группировка

Несколько объектов могут быть объединены в группу . При перемещении и трансформации группа ведёт себя также как и обычный объект. Как следует из иллюстрации ниже, три объекта слева независимы, в то время как правые объекты сгруппированы. Попробуйте перетащить сгруппированные объекты.

Для создания группы нужно выбрать один или более объектов и нажать Ctrl+G . Разгруппировать их можно, нажав Ctrl+U и предварительно выбрав группу. Сами по себе группы могут быть сгруппированы и как одиночные объекты. Подобная поэтапная группировка может быть сколько угодно сложной. При этом следует помнить, что Ctrl+U разгруппирует только последнюю группировку. Нужно нажать Ctrl+U несколько раз, если вы хотите полностью разгруппировать сложносгруппированные группы в группе.

Очень удобно то, что вам не нужно разбивать группу для редактирования отдельных объектов. Выполнив Ctrl+щелчок по объекту, вы его выберете и сможете редактировать. Таким же образом работает комбинация Shift+Ctrl+щелчок, позволяющая редактировать несколько объектов независимо от группы. Попробуйте трансформировать или переместить отдельные объекты из предыдущего примера (правая верхняя картинка) без разгруппировки, затем выберите всю группу обычным образом и убедитесь, что объекты остались сгруппированными.

Заливка и обводка

Probably the simplest way to paint an object some color is to select an object, and click a swatch in the palette below the canvas to paint it (change its fill color). Alternatively, you can open the Swatches dialog from the View menu (or press Shift+Ctrl+W), select an object, and click a swatch to paint it (change its fill color).

Но более грамотным способом будет выбор диалога «Заливка и обводка...» через меню Объект (Shift+Ctrl+F). Выберите нижнюю фигуру и откройте диалог «Заливка и обводка...».

Диалог содержит три вкладки: «Заливка», «Обводка», и «Стиль обводки». Вкладка «Заливка» позволит вам изменить заполнение выбранного объекта (или объектов). Используя кнопки под вкладкой, вы можете выбрать тип заливки, включая режим «Нет заливки» (кнопка со знаком X), режим «Сплошной цвет», режимы «Линейный градиент» или «Радиальный градиент». Для приведённой выше фигуры будет нажата кнопка «Сплошной цвет».

Чуть ниже расположены кнопки-варианты выбора цвета . Каждый вариант имеет свою вкладку: RGB, CMYK, HSL, и «Круг». Вероятно, самым удобным вариантом является «Круг», в нём можно выбрать тон цвета, вращая треугольник, а затем подобрать насыщенность и яркость в самом треугольнике. Все варианты выбора цвета имеют возможность менять альфа-канал (прозрачность) выбранного объекта (или объектов).

Каждый раз при выборе объекта вкладка «Заливка и обводка...» показывает текущее значение для данного объекта (для нескольких одновременно выбранных объектов, вкладка цвета показывает их усреднённый цвет). Экспериментируйте на этих примерах:

Используя вкладку «Обводка», вы можете убрать обводку объекта, установить его цвет или прозрачность:

Последняя вкладка «Стиль обводки» позволит вам изменить толщину и другие параметры обводки:

И, наконец, вместо сплошной окраски можно использовать Градиенты для заливки и/или обводки:

При переключении с режима «Сплошной цвет» на режим градиента, создаваемый градиент использует предыдущий цвет и направлен от насыщенности к прозрачности. Переключитесь на инструмент для градиентов (выбрав инструмент в левой панели или нажав Ctrl+F1). При перемещении рычагов градиента - видно, что рычаги связаны линиями, которые определяют направление и длину градиента. Если какой-нибудь из рычагов градиента выбран (подсвечен синим), то диалог «Заливка и обводка...» устанавливает цвет рычага (цвета части градиента), а не выбранного объекта.

Ещё один способ изменить цвет объекта - использовать инструмент «Пипетка» («Брать усреднённые цвета из изображений» (F7)). Выбрав этот инструмент, щёлкните мышью в любой части рисунка, и полученный цвет будет присвоен выбранному до этого объекту (Shift+щелчок присвоит цвет обводке).

Дублирование, выравнивание, распределение

Одним из наиболее распространённых действий является дублирование объекта (Ctrl+D). Дублирование размещает дубликат над оригиналом и делает его выделенным так, что вы можете переместить его в сторону при помощи мыши или клавиш со стрелками. Попробуйте построить линию из копий этого квадрата:

Chances are, your copies of the square are placed more or less randomly. This is where the Align and Distribute dialog (Shift+Ctrl+A) is useful. Select all the squares (Shift+click or drag a rubberband), open the dialog and press the “Center on horizontal axis” button, then the “Make horizontal gaps between objects equal” button (read the button tooltips). The objects are now neatly aligned and distributed equispacedly. Here are some other alignment and distribution examples:

Z-порядок

The term z-order refers to the stacking order of objects in a drawing, i.e. to which objects are on top and obscure others. The two commands in the Object menu, Raise to Top (the Home key) and Lower to Bottom (the End key), will move your selected objects to the very top or very bottom of the current layer"s z-order. Two more commands, Raise (PgUp) and Lower (PgDn), will sink or emerge the selection one step only , i.e. move it past one non-selected object in z-order (only objects that overlap the selection count, based on their respective bounding boxes).

Практикуйтесь в использовании этих команд, развернув Z-порядок нижестоящих объектов так, чтобы крайний левый эллипс оказался вверху, а крайний правый - в самом низу:

Очень полезная клавиша для выделений объектов - Tab . Если ничего не выбрано, данная клавиша выделяет самый нижний объект по оси Z; при других условиях она выбирает объект, находящийся над выбранным объектом (объектами) на оси Z. Shift+Tab срабатывает наоборот, переключая от верхнего к нижнему, так как при создании объекта он добавляется вверх Z-уровня. И если нет выделения, нажатие Shift+Tab выберет последний созданный объект. Опробуйте использование Tab и Shift+Tab на стопке эллипсов вверху.

Выделение объектов под объектами и перемещение выделенного

Что вы будете делать, если нужный вам объект закрыт другим объектом? Вы можете видеть нижний объект, если верхний (частично) прозрачен, но щёлкнув мышью по нужному, вы сделаете выделенным верхний объект, а не тот, что вам нужен.

В такой ситуации может помочь комбинация Alt+щелчок. Для начала щёлкните мышью по объекту, зажимая при этом клавишу Alt . В результате будет выбран тот объект, что сверху, как и при обычном выделении. Но при повторном нажатии Alt+щелчок в этом же месте выделенным станет нижний объект, ещё нажатие - и выделение сместится на объект уровнем ниже и т.д. Таким образом, несколько нажатий Alt+щелчок на стопке объектов будут перемещать выделение от верхнего объекта к нижнему на оси Z. Добравшись до самого нижнего объекта, нажатие Alt+щелчок выберет самый верхний объект.

[ Alt+щелчок может не работать в Linux, если используемый оконный менеджер зарезервировал эти события для собственных надобностей. Попробуйте или изменить настройки оконного менеджера, или заставьте его использовать клавишу Meta (она же клавиша Windows), для того, чтобы Inkscape и другие приложения могли свободно использовать Alt.]

Это замечательно, но что вы теперь будете делать с выделенным объектом, находящимся под объектом? Вы можете менять его форму и передвигать за управляющие ручки, но при попытке перемещения самого объекта ваше выделение сбросится и выделенным станет объект, находящийся выше (таким образом работает система щелчок-и-перемещение - сначала она выбирает объект (верхний) под курсором, а потом уже даёт возможность его перемещать). Чтобы назначить Inkscape перемещать то, что выбрано сейчас , не выбирая ничего другого, используйте Alt+перемещение (мышью) . Эта комбинация будет перемещать нужное выделение вне зависимости от того места, где движется курсор мыши.

Практикуйте Alt+щелчок и Alt+перемещение (мышью) на двух коричневых фигурах под зелёным прозрачным прямоугольником:

Selecting similar objects

Inkscape can select other objects similar to the object currently selected. For example, if you want to select all the blue squares below first select one of the blue squares, and use Edit > Select Same > Fill Color from the menu. All the objects with a fill color the same shade of blue are now selected.

In addition to selecting by fill color, you can select multiple similar objects by stroke color, stroke style, fill & stroke, and object type.

Заключение

Урок по основам работы с Inkscape на этом закончен. В нём рассмотрена малая часть возможностей Inkscape, но со знаниями, которые вы получили, можно создавать простые и полезные графические работы. Описание более сложного материала можно найти в учебнике «Второй уровень» и других учебниках в меню «Справка > Учебник ».

Интерфейс векторного графического редактора Inkscape состоит из управляющих элементов и функций, призванных сделать работу художника простой и удобной. Интерфейс векторного графического редактора Inkscape состоит главным образом из рабочего окна, в котором можно создавать и управлять чертежам. В окне расположены управляющие и информационные инструменты, работа с которыми описана на этой странице.

Окно интерфейса Inkscape можно разделить на девять основных областей:

  • 1. Главное меню (Главное меню в верхней части окна)
  • 2. Панель инструментов
  • 3. Контекстная панель управления
  • 4. Разметка, линейки, направляющие и сетки
  • 5. Панель элементов управления
  • 6. Окно инструментов
  • 7. Холст
  • 8. Палитра
  • 9. Строка состояния

Описанные выше панели инструментов и управления, доступные в inkscape могут занимать значительное пространство экране монитора. Чтобы уменьшить размер панели инструментов, выберите в главном меню "Файл" -> "Настроить Inkscape...". Затем выберите вариант "интерфейс". Здесь вы можете самостоятельно установить большие или маленькие значки панели команд, панели элементов и т.д.

Главное меню

Как и в большинстве других программ, содержит основные функции работы с программой: работа с файлами, функции редактирования и просмотра, функции редактора работы с текстом, фильтрами, объектами и контурами, дополнения и справочную информацию.

Панель инструментов

Расположена в верхней части рабочей области экрана редактора сразу по главным меню. содержит значки-иконки, которые вызывают определенные команды редактора. Эти команды также доступны в главном меню или по комбинации клавиш. Панель инструментов предназначена для более легкого доступа к наиболее используемым функциям редактора. Из панели инструментов inkscape в один клик можно открыть новый или существующий документ, напечатать его, загрузить изображение, отменить предыдущие команды, масштабировать, откройте диалоговое окно для настройки свойства документа и т.д. Каждый значок при наведении курсора мыши отображает свою функцию с помощью всплывающих подсказок.

Если все значки панели инструментов inkscape не помещаются на экране, то доступ к ним может быть осуществлен через кнопку с двумя стрелочками с правого края панели. Щелкнув по ним, вы увидите в виде меню все остальные команды панели, значки которых не помещаются на панели. Значки могут не помещаться на панели инструментов inkscape из-за размера экрана или разрешения монитора.

Окно инструментов

Состоит из вертикального ряда кнопок, расположенного в левой части окна редактора. На картинке выше эта панель приведена горизонтально для экономии места. - это основной элемент для работы в векторном редакторе Inkscape. содержит основной набор графических инструментов для создания и редактирования фигур. В окне инструментов inkscape присутствуют инструменты для работы с геометрическими фигурами, а также свободной трансформации фигур и линий, инструменты для работы с текстом и цветом (заливка и градиенты).

При работе с инструментами, сразу под горизонтальной панелью вы можете заметить контекстную панель управления inkscape .


В зависимости от того, какой инструмент выбран в окне инструментов inkscape , изменяется вид контекстной панели inkscape . В контекстной панели отображаются настройки и параметры активного инструмента. В зависимости от ситуации изменение этих параметров может сразу повлиять на выбранный объект, а в некоторых случаях изменения параметров вступят в силу только при создании нового объекта или повлияют на существующие и новые объекты.

Холст


Холст или канва inkscape является главной рабочей областью программы. Это основная часть интерфейса, поскольку именно здесь пользователь графического редактора создает и редактирует рисунки. Холст расположен посередине окна программы и похож на изображение чистого листа бумаги, расположенного на белом фоне. По умолчанию в окне редактора сленва и сверху включены линейки, для определения координат в пикселях. Значения по умолчанию - видимость линейки и единицы измерения можно изменять в Свойствах документа.

Не смотря на то, что границы отображаемого на холсте "листа" определяют границы изображения для печати или сохранения, при рисовании размер "листа" вовсе не ограничивают область изображения. Вы даже можете сделать границы "страницы" и показанные на рисунке выше тени этих границ невидимыми. Настроить видимость границ страницы можно в свойствах документа. Некоторые пользователи предпочитают использовать границы страницы, другие используют для рисования все пространство холста.

Разметка, линейки, направляющие и сетки в inkscape

Линейки разметки

Линейка разметки расположена вверху и слева холста inkscape . Деления линейки разметки определяют расстояния в некоторых единицах, по умолчанию в пикселях. Изменить настройку единиц измерения можно в свойствах документа в меню "файл" - "Свойства документа".

Когда указатель мыши находится над холстом, на линейке появляются два черных треугольника, треугольника, которые отображают на линейке координаты курсора относительно в нижнего левого угла страницы. Эти координаты X и Y можно увидеть в строке состояния (в нижнем правом углу окна программы), рядом с параметром масштаба Z.

Обратите внимание на то, что SVG координаты начинаются в нижнем левом углу документа как обычно принято геометрии в декартовой системе координат.

Комбинация клавиш CTRL + R позволяет скрыть или отобразить линейки разметки inkscape . Также это можно сделать в главном меню "Вид" - "Показать или скрыть" - "Линейки".


Направляющие

Как пользоваться сеткой в inkscape

Используйте раскрывающийся список в диалоговом окне свойств документа (пример на рисунке справа), чтобы выбрать тип сетки, которую вы планируете использовать использовать, а затем нажмите кнопку "Создать". Под фразой "Определенные пользователем сетки" (для одного документа могут быть определены несколько сеток) будет создана новая вкладка с параметрами созданной сетки. Затем определите единицы, которые вы хотите использовать, определите точку отсчета по горизонтали и вертикали (X и Y) и расстояние между соседними линиями сетки. При использовании аксонометрической сетки появляется дополнительный параметр, определяющий угол двух линий сетки.


Галочка Включена . Отметьте её, чтобы использовать эту сетку в текущем документе.

Галочка Видима . Этот флажок определяет видимость сетки на холсте. При выключенном флажке сетка невидима. Этот параметр задает значение по умолчанию для каждой сетки таким образом, что даже если видимость в этом параметре включена, то всеравно можно переключать видимость сетки через меню или по горячей клавише #. Т.е., если в главном меню "Вид" - "Сетка" видимость сетки отключена, то сетка не будет отображаться на холсте, даже если установлена галочка "Видима".

Единицы сетки . В качестве единиц измерения для сетки доступны миллиметры, футы и пиксели. Вы можете выбрать ту размерность, которая больше всего соответствует вашим потребностям. Если особых потребностей нет, то используйте вариант по умолчанию - пиксели.

Точки отсчета по X и Y . Эти параметры определяют начальную точку сетки inkscape . Значение по умолчанию "0" (ноль), но иногда бывает удобно изменить её, особенно для определения точки края листа.

Интервал по X и Y . Эти параметры определяют расстояние между двумя линиями сетки. Эти интервалы могут отличаться для горизонтальных и вертикальных линий, таким образом, чтобы сетка может состоять из прямоугольников.

Угол по X и Z . Эти параметры доступны только для аксонометрической сетки. Они определяют углы линий сетки на оси X и Z.

Цвета линий сетки . По умолчанию для сетки используется синий цвет, но этот параметр также можно изменить. Существует два типа линий. Наиболее часто используемым является линия сетки, но когда используется сетка с маленьким шагом, и множеством линий, то отображаются основные линии сетки. Они помогают оценить расстояния. Другие цвета могут быть определены для каждого типа линии. Параметр "Основная линия сетки каждые…" определяет частоту основных линий. Обычно этот параметр равен 5 или 10.

Показывать точки вместо линий Этот параметр доступен только для прямоугольной сетки inkscape . Линии сетки иногда могут мешать при работе с инструментами рисования. Этот параметр позволяет отображать сетку в виде точек.

Панель параметров прилипания

Панель параметров прилипания позволяет легко настроить параметры прилипания объекта inkscape . Функции этой панели удобны для правильного и точного размещения объектов. Панель параметров прилипания расположена вертикально по правому краю рабочей области окна.

Палитра цветов

Это быстрый доступ к цветам, она же позволяет назначить цвета к фигурам inkscape . Она отображается в нижней части окна программы, или может быть открыта в виде отдельного окна. Для этого в главном меню "Вид" надо выбрать "Образцы цветов" или использовать комбинацию клавиш Shift + Ctrl + W

Как пользоваться палитрой цветов в inkscape

Чтобы найти цвет, который вам нравится, просто прокрутите бегунок внизу палитры и выберите цвет. Настроить палитру цветов можно, щелкнув по треугольнику в правом углу палитры и выбрав один из предложенных вариантов.

Чтобы применить цвет к фигурам "цвет заливки", просто нажмите на цвет после выбора одной или нескольких фигур.

Чтобы применить цвет к контуру, нажмите клавишу Shift во время выбора цвета.

Строка состояния - находится в самом низу окна программы Inkscape. Она отображает (слева направо):

  • Цвет заливки и обводки объекта
  • Возможность быстрой работы со слоями и переключения между ними
  • Область сообщений
  • Индикатор координат указателя мыши
  • Управление масштабом

При первом запуске программы перед пользователем появляется специальное окно с чистым холстом в центре. Холст - основное место работы пользователя на котором и размещаются различные фигуры, линии, готовые изображения для редактирования и т.д. Выше над холстом представлена горизонтальная панель со стандартными кнопками вроде «создать новый документ»,»сохранить», «открыть готовый документ» и так далее. Под ней расположена горизонтальная панель инструментов на которой имеются специальные кнопки и поля для работы с конкретными объектами или фигурами которые меняются в зависимости от выбранного объекта. Слева от холста можно увидеть вертикальную панель инструментов предназначенную для помещения определенных объектов на холст (прямоугольники, эллипсы, текст и т.д.). Выше вы можете увидеть скриншот программы чтобы наглядно представить себе рабочее окно программы. В целом интерфейс программы довольно прост для понимания обычного пользователя и при желании уже после нескольких уроков работы в Inkscape даже обычный пользователь сможет создавать если не произведения искусства то очень интересные проекты.

Перемещение по холсту

Есть множество способов перемещаться по холсту. Попробуйте Ctrl+стрелки для перемещения при помощи клавиатуры (Попробуйте прямо сейчас Ctrl+стрелка вниз для смещения документа вниз). Вы также можете передвигаться по холсту, зажав его поверхность средней клавишей мыши или при помощи ползунков (нажмите Ctrl+B (здесь и далее все буквы в клавиатурных комбинациях - латинские), для того, чтобы показать или спрятать их). Колесо прокрутки на мышке также работает для вертикального перемещения. Для горизонтального перемещения используйте Shift вместе с колесом. Выше вы можете увидеть скриншот программы чтобы наглядно представить себе как выглядит эта прекрасная программа.

Изменение масштаба

Простейший способ изменить масштаб - нажать - или + (для увеличения работает и =). Также работает вариант Ctrl+средняя клавиша мыши или Ctrl+правая кнопка мыши - для увеличения, Shift+средняя или Shift+правая - для уменьшения, или колесо мыши с нажатым Ctrl. Как вариант, вы можете выбрать масштаб увеличения в нижнем левом углу окна документа. Значение указано в процентах; набрав нужное, нажмите Enter. Кроме того, в программе инструмент масштабирования (среди инструментов слева), который позволяет увеличивать только необходимую выделенную область.

Inkscape хранит историю масштабов, которые вы использовали при работе. Нажмите клавишу `, чтобы вернуться к предыдущему состоянию, или Shift+` для перехода к следующему.

Инструменты Inkscape

Панель со значками в левой части окна представляет инструменты Inkscape для рисования и редактирования. В верхней части окна, под меню, находится панель управления с основными командными кнопками, и чуть ниже - панель Параметры инструментов, содержащую параметры, специфичные для каждого инструмента. Строка состояния, что в самом низу окна, будет показывать полезные подсказки во время вашей работы.

Многие действия доступны с клавиатуры. Полный справочник по клавишам можно вызвать через меню «Справка > Использование клавиатуры и мыши».

Работа с документами

Для создания нового чистого документа используйте «Файл > Создать» или нажмите Ctrl+N. Чтобы открыть существующий документ SVG, используйте «Файл > Открыть» (Ctrl+O). Для сохранения используйте «Файл > Сохранить» (Ctrl+S), либо «Сохранить как…» (Shift+Ctrl+S) для сохранения файла под другим именем. (Inkscape по-прежнему может быть нестабильным в работе, так что запомните важное правило - сохраняться почаще!)

Inkscape использует формат SVG (Scalable Vector Graphics - Масштабируемая векторная графика) для своих файлов. SVG является открытым стандартом и широко используется в графических пакетах. Формат SVG использует язык разметки XML, поэтому файлы в этом формате могут редактироваться любым текстовым или XML-редактором (отдельно от Inkscape). Помимо SVG в Inkscape можно работать и с другими форматами (например, EPS и PNG).

Для каждого документа Inkscape открывает новое окно. Вы можете переключаться между ними разными способами в зависимости от менеджера окон (например, Alt+Tab), либо используя собственное сочетание клавиш Inkscape - Ctrl+Tab, для переключения между документами по кругу. Попробуйте сейчас создать несколько новых документов и попереключаться между ними для практики. Примечание: Inkscape относится к этим окнам как к вкладкам в браузере, а это значит, что Ctrl+Tab работает только для документов, запущенных в одном процессе. Если вы откроете несколько документов через файловый менеджер или запустите несколько копий Inkscape, это не сработает.

Создание фигур

Настало время фигур! Выберите синий прямоугольник в полоске слева (или нажмите F4). Наведите курсор мыши на документ (тут же или в новом созданном окне), нажмите левую клавишу мыши и переместите ее курсор в сторону - вы получите прямоугольник:

Как видите, по умолчанию прямоугольник залит синим цветом, имеет черную обводку и частично прозрачен. Ниже вы увидите, как изменить эти параметры. Другими инструментами вы также можете создавать овалы, звезды и спирали:

Рассмотренные инструменты называются инструментами фигур. Каждая созданная фигура имеет один или несколько белых прямоугольников управления (ручек); попробуйте потаскать их туда-сюда и обратите внимание на изменение фигуры (белые точки видны только когда выбран один из четырех инструментов: синий квадрат, коричневый круг, желтая звездочка или спираль). У панели параметров инструментов свой способ изменения фигуры. Управляющие элементы в ней влияют на выбранные в настоящий момент объекты (т.е. те, ручки которых видны), а также определяют параметры новых фигур.

Для отмены последнего действия действует комбинация Ctrl+Z. (Если вы изменили решение, можно вернуть отменённое действие, используя Shift+Ctrl+Z.)

Перемещение, изменение размера и вращение

Наиболее популярный инструмент в Inkscape - Селектор. Выбрать его можно щелчком по черной стрелке (либо нажатием F1 или пробела. Этим инструментом вы можете выбрать любой объект на холсте. Щелкните квадрат, изображенный на иллюстрации ниже:

Вокруг объекта вы увидите восемь стрелок. Теперь вы можете:

    Передвигать объект (с нажатым Ctrl перемещения ограничиваются двумя осями: горизонтальной и вертикальной).

    Менять размер объекта, потянув за любую из стрелок (меняя размер с нажатым Ctrl, вы сохраните пропорции оригинала).

Щелкните по прямоугольнику еще раз - направление стрелок изменится. Теперь вы можете:

    Поворачивать объект, потянув за угловые стрелки (с нажатым Ctrl объект будет поворачиваться шагами по 15 градусов. Сместив крестик, вы сместите центр вращения.)

    Перекашивать (наклонять) объект, двигая неугловые стрелки. (с нажатым Ctrl перекашивание будет производиться с шагом в 15 градусов.)

В этом режиме (режиме выделения объектов) вы так же можете менять размеры и расположение выделения на холсте, используя поля вверху.

Изменение формы при помощи клавиш

Одна из особенностей Inkscape, отличающая его от большинства других редакторов векторной графики - удобное управление с клавиатуры. Трудно найти команду или действие, которое нельзя было бы выполнить с клавиатуры, и изменение формы объектов - не исключение.

Вы можете использовать клавиатуру для перемещения объектов (клавиши-стрелки), изменения размера (клавиши < и >), и вращения (клавиши [ и ]). По умолчанию шаг перемещения и смены размера равен двум пикселам. С нажатой клавишей Shift это значение увеличивается в 10 раз (и становится равным 20 пикселам). Клавиши Ctrl+> и Ctrl+< увеличивают или уменьшают объект на 200% или 50% от оригинала соответственно. С нажатой клавишей Ctrl вращение будет выполняться с шагом в 90 градусов вместо 15.

Кстати говоря, наиболее удобны пиксельные изменения формы, производимые с нажатой клавишей Alt и клавишами изменения форм. Например, Alt+стрелки будут двигать выбранное на 1 пиксел данного масштаба (т.е. на 1 пиксел экрана, не путайте с пикселом, который является SVG единицей длины и отличается от пиксела масштаба). Это значит, что если вы увеличили масштаб, то Alt+стрелка даст меньшее смещение от абсолютного измерения, что по-прежнему будет выглядит как смещение на пиксел на экране. Это даёт возможность точно разместить объект, меняя масштаб.

Схожим образом Alt+> и Alt+< меняют размер на один пиксел, а Alt+> и Alt+< вращают объект на один пиксел.

Alt+стрелка и некоторые другие комбинации клавиш могут не работать, если используемый в Linux оконный менеджер перехватывает эти клавишные события прежде, чем они достигнут Inkscape. Обычно этот вопрос решается настройкой оконного менеджера.

Выделение нескольких объектов

Вы можете выбрать любое количество объектов одновременно, нажав Shift+щелчок на желаемых объектах. Еще можно выбрать объекты рамкой выделения - так называемым резиновым выделением. (Рамка выделения появляется, когда выделение начинается с пустого места, а с нажатой клавишей Shift рамка выделения появится и над объектом.) Попрактикуйтесь в выделении на этих трех фигурах:

Теперь, используя «резиновое» выделение (без или с клавишей Shift), выделите эллипсы, но не прямоугольник, что под ними:

Каждый выделенный объект отображается с пунктирной рамкой вокруг него. Благодаря этой рамке просто определить, какой объект выделен, а какой - нет. Например, если выбрать оба эллипса и прямоугольник под ними, без пунктирной рамки будет сложно понять, выделены эллипсы или нет.

Shift+щелчокна выделенном исключает его из общего выделения. Попробуйте для практики выбрать три объекта сверху, а после этого, используя Shift+щелчок, исключите эллипсы, оставив выделенным только прямоугольник.

Нажатие Esc сбросит все выделения. Ctrl+A выделяет все объекты в пределах активного слоя (если вы не создавали слоёв, это равносильно выделению всех объектов документа).

Группировка

Несколько объектов могут быть объединены в группу. При перемещении и трансформации группа ведет себя как обычный объект. Как следует из иллюстрации ниже, три объекта слева независимы, в то время как правые объекты сгруппированы. Попробуйте перетащить сгруппированные объекты.

Для создания группы нужно выбрать один или более объектов и нажать Ctrl+G. Разгруппировать их можно, нажав Ctrl+U и предварительно выбрав группу. Сами по себе группы могут быть сгруппированы и как одиночные объекты. Подобная поэтапная группировка может быть сколь угодно сложной. При этом следует помнить, что Ctrl+U разгруппирует только последнюю группировку. Нужно нажать Ctrl+U несколько раз, если вы хотите полностью разгруппировать сложносгруппированные группы в группе.

Очень удобно, что вам не нужно разбивать группу для редактирования отдельных объектов. Выполнив Ctrl+щелчок по объекту, вы его выберете и сможете его редактировать. Таким же образом работает комбинация Shift+Ctrl+щелчок, позволяющая редактировать несколько объектов независимо от группы. Попробуйте трансформировать или переместить отдельные объекты из предыдущего примера (правая верхняя картинка) без разгруппировки, затем выберите всю группу обычным образом и убедитесь, что объекты остались сгруппированными.

Заливка и обводка

Множество функций Inkscape доступны через диалоги (субменю). Вероятно, самый простой способ заполнить объект каким-либо цветом - это выбрать «Образцы цветов…» из меню «Вид», выбрать объект и его цвет в палитре образцов цвета (изменение цвета заливки или обводки объекта).

Но более мощным способом будет выбрать диалог «Заливка и обводка…» через меню «Объект» (Shift+Ctrl+F). Выберите ту фигуру, что ниже, и откройте диалог «Заливка и обводка…».

Вы увидите, что диалог содержит три вкладки: «Заливка», «Цвет обводки», и «Стиль обводки». Вкладка «Заливка» позволит вам изменить заполнение выбранного объекта (или объектов). Используя кнопки под вкладкой, вы можете выбрать тип заливки, включая режим «Нет заливки» (кнопка со знаком X), режим «Плоский цвет», режимы «Линейный градиент» или «Радиальный градиент». Для приведенной выше фигуры будет нажата кнопка «Плоский цвет».

Чуть ниже расположены кнопки-варианты выбора цвета. Каждый вариант имеет свою вкладку: RGB, CMYK, HSL, и «Круг». Вероятно, самым удобным вариантом является «Круг», где можно выбрать тон цвета, вращая треугольник, а затем подобрать насыщенность и яркость в самом треугольнике. Все варианты выбора цвета имеют возможность менять альфа-канал (прозрачность) выбранного объекта (или объектов).

Каждый раз при выборе объекта вкладка «Заливка и обводка…» показывает текущее значение для данного объекта (для нескольких, одновременно выбранных объектов, вкладка цвета показывает их усредненный цвет). Поэкспериментируйте на этих примерах:

Используя вкладку «Цвет обводки», вы можете убрать обводку объекта, установить его цвет или прозрачность:

Последняя вкладка «Стиль обводки» позволит вам изменить толщину и другие параметры обводки:

И, наконец, вместо сплошной окраски можно использовать градиенты для заливки и/или обводки:

При переключении с режима «Плоский цвет» на режим градиента, создаваемый градиент использует предыдущий цвет и направлен от насыщенности к прозрачности. Переключитесь на инструмент для градиентов (выбрав инструмент в левой панели или нажав Ctrl+F1). При перемещении рычаги градиента - видно, что рычаги связаны линиями, которые определяют направление и длину градиента. Когда какой-нибудь из вычагов градиента выбран (подсвечен синим), диалог «Заливка и обводка…» устанавливает цвет рычага (цвета части градиента), а не выбранного объекта.

Ещё один способ изменить цвет объекта - использовать инструмент Пипетка («Брать усредненные цвета от изображения (F7)»). Просто щелкните этим инструментом в любой части рисунка, и полученный цвет будет присвоен выбранному до этого объекту (Shift+щелчок присвоит цвет обводке).

Рисование произвольных линий и кривых Безье

Простейший путь создать произвольную фигуру - нарисовать ее при помощи Карандаша («Рисовать произвольные контуры» в меню слева (F6)):

Если хотите получить более правильные фигуры, используйте Перо (инструмент «Рисовать кривые Безье и прямые линии» в меню слева (Shift+F6)):

При использовании Пера каждый щелчок (короткое нажатие левой кнопки мыши) создает острый узел без возможности управлять изгибом (без узлов управления). Таким образом, серия щелчков создает последовательность из прямых отрезков линии. Щелчок и смещение создаёт гладкий узел Безье с двумя узлами управления, лежащими на одной линии, но направленными в разные стороны. Нажмите Shift при перемещении узла управления, чтобы крутить только один рычаг и зафиксировать другой. Кроме того, Ctrl ограничивает поворот рычагов шагами по 15 градусов. Нажатие Enter заканчивает линию, Esc отменяет ее. Для отмены только последнего сегмента незаконченной линии нажмите Backspace.

В обоих рассмотренных инструментах выбранный контур содержит маленькие квадратики, якоря, на обоих концах контура. Они позволяют продолжить этот контур (рисуя от одного из якорей) или закрыть контур (рисуя от якоря до якоря).

Редактирование контуров

В отличие от фигур, созданных инструментами фигур, Перо и Карандаш создают так называемые контуры. Контур - это последовательность отрезков прямых линий, и/или кривых Безье, которая как и любой другой объект в Inkscape может иметь собственные параметры заливик и обводки. В отличие от фигур контур может свободно редактироваться смещением любого из его узлов (а не только предустановленных рычагов) или перетаскиванием его сегмента. Выберите этот контур и включите инструмент редактирования узлов (F2):

Вы увидите несколько серых квадратов на контуре - узлов. Эти узлы могут быть выбраны разными способами: щелчком мыши, Shift+щелчок или тянущимся выделением - точно так же, как объекты выделяются обычным инструментом выделения. Вы также можете щелкнуть сегмент контура для автоматического выбора соседних узлов. Выбранные узлы становятся выделенными и показывают свои рычаги - один или два кружка, соединенных с выбранным узлом отрезком прямой линии. Клавиша! обращает выделение узлов в текущем субконтуре (или субконтурах) (т.е. субконтурах с как минимум одним выбранным узлом); Alt+! обращает весь контур.

Контуры редактируются перетаскиванием своих узлов и рычагов управления. (Попробуйте подвигать узлы и рычаги узлов у пути что выше.) Ctrl работает обычно ограничителем в движении и повороте. Кнопки стрелок, Tab, [, ], <, > и их модификаторы, все работают так же как и с инструментом выделения, но вместо объектов применяются к узлам. Вы можете вставлять узлы в любую часть контура двойным щелчком мышью или комбинацией клавиш Ctrl+Alt+щелчок в нужной точке контура.

Вы можете стирать узлы нажатием Del или Ctrl+Alt+Click. При удалении узлов программа попытается сохранить фигуру контура. Если вы этого не хотите, используйте комбинацию Ctrl+Del. Кроме того, вы можете продублировать выбранные узлы (Shift+D). Контур можно разорвать на месте выбранного узла (Shift+B), а разбив, соединить обратно, выбрав концы контура и нажав Shift+J.

Каждый узел может быть острым (Shift+C) - это значит, что оба рычага узла могут двигаться под любым углом независимо друг от друга; сглаженным (Shift+S) - это значит, что рычаги узла всегда находятся на прямой линии и взаимно зависимы при повороте; симметричным (Shift+Y) - почти то же самое, что и сглаженные рычаги, но эти рычаги еще и одинаковой длины. При смене типа узла вы можете сохранить позицию одного из двух рычагов, держа над ним курсор мыши, так что только один рычаг поворачивается/масштабируется до совпадения.

Вы также можете втягивать рычаги в узел при помощи комбинации Ctrl+щелчокна рычаге. Если рычаги у двух соседних узлов втянуты, этот сегмент пути будет отрезком прямой линии. Чтобы вытащить рычаги наружу, нужно нажать Shift и потянуть рычаг в сторону от узла.

Субконтуры и их объединение

Объект контура может состоять из более чем одного субконтура (subpath). Субконтур - это последовательность соединенных друг с другом узлов. (Поэтому если у контура больше одного субконтура, то не все узлы контура соединены друг с другом.) Внизу слева контур состоит из трех субконтуров, такие же три субконтура справа являются независимыми объектами - контурами:

Но контур, состоящий из субконтуров, не является группой объектов. Это один объект, выделяемый как целое. Если выбрать верхний правый объект и включить инструмент правки узлов (F2), узлы отобразятся на всех трех субконтурах. Справа же можно редактировать только один из контуров.

Inkscape может объединять контуры в составной контур (Ctrl+K) и разбить составной контур на отдельные контуры (Shift+Ctrl+K). Опробуйте эти команды на приведенных выше примерах. Поскольку параметры заливки и обводки у объекта индивидуальны, новообъединенный контур берет параметры первого объекта из объединения (нижнего по оси Z).

Когда объединяются перекрывающие друг друга контуры с заливкой, в местах перекрытия заливка исчезает:

Это простейший способ создавать объекты с дырками внутри. Более мощные команды по работе с контурами описаны чуть ниже в разделе «Логические операции».

Похожие публикации