Можно ли говорить о третьем информационном барьере. Информационные барьеры и их преодоление. Теории социального научения

Разрабатывалась психологом К. Левиным, предложившим новый термин "привратник" (gatekeeper). Во время Второй мировой войны он ставил эксперименты по переориентации населения на более дешевые сорта мяса (субпродукты). И тогда домохозяйка, которая отбирает, из чего будет дома готовить обед, стала для него "привратником", принимающим решение, что именно попадет в дом.

Теория может быть соотнесена с процессом выбора новостей. "Привратником" признается тот, кто контролирует поток новостей. Он может изменять, транслировать, расширять, повторять, изымать информацию, т.е. манипулировать ею. Исследования Д. Уайта показали, что реально используется только 10% новостных сообщений. В целом понятие "привратника" поколебало восприятие информационных систем как открытых. Для рекламы и PR данная модель позволяет более четко представить себе не только аудиторию СМИ, но и тех, кто работает с ней. Создаваемое сообщение должно нести в себе характеристики, нужные и тем и другим.

Теория искажения новостей

В структурных построениях новостей Т. ван Дейк и В. Кипч выделяют макроструктуры, которые организуют этот тип дискурса в единое целое. Они пишут: "Макроправила - это и правила редукции информации, и правила ее организации. Большие последовательности сложных семантических структур, таких, как предложения, изображения, пейзажи, сцены и действия, не могут быть должным образом обработаны без обращения к каким-либо структурам более высокого уровня. В процессе понимания текста мы не имеем доступа ко всем уже прочитанным предложениям. То же относится и к нашему пониманию повседневных событий и действий, многочисленные детали которых могут быть восстановлены по памяти только частично. Однако, если большие последовательности семантических структур такого рода могут быть сведены с помощью макроправил в несколько иерархически организованных макропозиций и если такие макроструктуры являются достаточной базой для дальнейшего понимания дискурса, событий или действий, тогда может быть выполнена исключительно сложная задача упорядочивания огромного количества семантических данных".

Выделяются также интересные маркеры смены темы, с помощью которых в информационное сообщение могут вводиться новые эпизоды:

  • - Изменение возможного мира: X... отмечал, делал вид... что...
  • - Изменение времени или периода: На следующий день... На следующий год...
  • - Изменение места: (тем временем) в Сочи...
  • - Ввод новых участников.
  • - Вторичный ввод уже известных участников средствами полных именных групп.
  • - Изменение перспективы или точки зрения.
  • - Различный набор предикатов (смена фрейма или сценария).

В другой своей работе "Анализ новостей как дискурса" Т. ван Дейк выделяет схему, в соответствии с которой упорядочивается новостное событие:

  • краткое содержание;
  • обстановка;
  • направленность;
  • осложнение;
  • развязка;
  • оценка;

Отдельной темой является использование метафор, которые играют особую роль в обработке информации человеком. Дж. Лакофф и М. Джонсон объясняют эту роль тем, что в основе коммуникации лежит та же схема, что и в основе языка. Авторы предлагают выявлять автоматические схемы действия с помощью анализа языка, в первую очередь метафор. Мы моделируем мир, например, с помощью представлений, что большее и хорошее согласуется с понятием верх, а не низ. "Все эти ценности глубоко укоренились в нашей культуре. "Будущее будет лучше" - утверждение прогресса. Для утверждения "В будущем будет больше" в качестве особых случаев можно указать накопление товаров потребления и повышение заработной платы. "Ваш статус должен повыситься в будущем" - утверждение карьеризма (продвижение по служебной лестнице). Эти утверждения согласуются с нашими пространственными метафорами, а противоположные им утверждения с ними не согласуются. Поэтому можно предположить, что наши культурные ценности существуют не изолировано друг от друга, а должны образовывать согласованную систему вместе с.метафорическими понятиями, в мире которых проистекает наша жизнь. Мы не утверждаем, что все культурные ценности, согласованные с метафорической системой, реально существуют; мы утверждаем лишь то, что те ценности, которые реально существуют и глубоко укоренились в культуре, согласуются с метафорической системой".

Информационный барьер

Информационный барьер

Информационный барьер - препятствие, мешающее оптимальному протеканию информационных процессов. Различают:
- объективные информационные барьеры, возникающие и существующие независимо от человека;
- субъективные информационные барьеры, создаваемые источником информации; и
- субъективные информационные барьеры, возникающие за счет приемника информации.

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Информационный барьер" в других словарях:

    информационный барьер - Совокупность различных препятствий, возникающих на пути распространения и использования информации. [Домарев В.В. Безопасность информационных технологий. Системный подход.] Тематики защита информации EN information barrier … Справочник технического переводчика

    Концепция «информационных барьеров» была разработана академиком В. М. Глушковым. Она символизирует противоречие между информационными запросами общества и техническими возможностями их обеспечения. Существует три информационных барьера … Википедия

    Информационный барьер - совокупность всех различных препятствий (языкового барьера, трудности в получении необходимых документов и т.п.), к рые стоят на пути распространения информации … Педагогический словарь

    Информационный барьер, возникающий в связи с разделением источника и приемника информации во времени. Чем большим является это удаление, тем существеннее становится информационный барьер и тем труднее он преодолевается. Синонимы: Исторический… … Финансовый словарь

    Информационный барьер, обусловленный разветвленной, иерархической структурой системы управления, которая удлиняет пути прохождения документов. Синонимы: Ведомственный информационный барьер См. также: Информационные барьеры Иерархическая структура … Финансовый словарь

    Информационный барьер, возникающий вследствие удаления источника и приемника информации друг от друга в пространстве. Синонимы: Географический информационный барьер См. также: Информационные барьеры Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Информационный барьер, обусловленный несовпадением толкований одних и тех же слов, терминов и символов разными людьми. Синонимы: Терминологический информационный барьер См. также: Информационные барьеры Термины Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Информационный барьер, обусловленный незнанием либо слабым знанием языков. Синонимы: Национально языковый информационный барьер См. также: Информационные барьеры Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Информационный барьер, возникающий в связи с тем, что разные государства по разному регулируют информационно документационные процессы. См. также: Информационные барьеры Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Информационный барьер, возникающий между отдельными людьми или социальными группами из за наличия у них разных систем взглядов на окружающую действительность, различного вероисповедания и т.п. Идеологические барьеры могут стать причиной острых… … Финансовый словарь

Движение документированной информации во времени и пространстве предполагает наличие источника и приёмника. Если между ними возникает информационное напряжение, то появляется информационный (документный) поток. Однако при этом между источником и приёмником информации могут возникнуть информационные барьеры , мешающие оптимальному протеканию информационных процессов.

Что представляют собой информационные барьеры? Каким образом их можно классифицировать?

В самом общем виде информационные барьеры делятся на объективные, т.е. возникающие и существующие независимо от человека, и субъективные. В свою очередь, последние можно разделить на:

а) барьеры, создаваемые источником, и

б) барьеры, возникающие за счёт приёмника информации.

В исследовательской литературе обычно выделяется до десяти и более информационных барьеров. Наиболее значимыми из них являются:

      Пространственные (географические) барьеры . Они возникают вследствие удаления источника и приёмника информации друг от друга в пространстве.

      Временные (исторические) барьеры . Связаны с разделением источника и приёмника информации во времени. При этом, чем большим является это удаление, тем существеннее становится информационный барьер и тем труднее, как правило, он преодолевается.

      Государственно-политические барьеры - тормозят процесс формирования единого мирового информационного пространства, вследствие существования на Земле свыше полутора сотен независимых государств, разделённых границами, имеющих различные политические режимы, разные законодательства, по-разному регулирующие информационно-документационные процессы.

      Режимные барьеры - ограничивают доступ к документированной информации. Часть информации, содержащей государственную тайну или имеющей конфиденциальный характер, оказывается недоступной для широкого потребителя.

      Ведомственные и бюрократические барьеры . Они обусловлены разветвлённой, иерархической структурой системы управления и самоуправления (включая государственное, местное, внутрифирменное и т.д.), которая удлиняет пути прохождения документов, в том числе вследствие недостаточной компетентности или нерадивости государственных, муниципальных и иных служащих.

      Экономические барьеры - связаны с отсутствием или дефицитом финансовых средств для производства, передачи, потребления информации.

      Технические барьеры - возникают вследствие нехватки или технической несовместимости оборудования, а также технических средств, программного обеспечения и т.п., необходимых для оптимизации информационных процессов.

      Семантические (терминологические) барьеры - появляются в результате различного толкования разными людьми слов, терминов, символов. В частности, тому или иному термину порой приписываются разные понятия, даются различные определения понятий.

      Языковые (национально-языковые) барьеры - обусловлены незнанием либо слабым знанием языков. Между тем, по подсчётам специалистов, существует около 3000 различных разговорных языков, на которых говорят народы Земли.

      Идеологические барьеры - возникают между отдельными людьми или социальными группами, вследствие наличия у них разных систем взглядов на окружающую действительность, различного вероисповедания и т.п. Идеологические барьеры могут стать (и неоднократно становились) причиной острых социальных конфликтов.

      Психологические барьеры - связаны с особенностями восприятия информации конкретным человеком, с особенностями его памяти; со свойствами человеческой личности, с особенностями характера человека (замкнутость, застенчивость и т.п.); с психологическим состоянием человека в конкретный период времени (усталость, плохое настроение); наконец, с психофизическими возможностями человека.

Некоторые авторы особо выделяют так называемые барьеры глубины и барьеры широты 48 . Барьеры глубины связаны с недостаточными знаниями приёмника (потребителя) информации в той сфере или в том вопросе, которому посвящена документированная информация. Барьеры широты обусловлены, напротив, слишком узкой компетенцией приёмника информации, неспособного воспринимать информацию более широкого, общего характера.

Работа с документами требует не только знания информационных барьеров, но и возможных путей их преодоления. Успешное преодоление многих барьеров связано с научно-техническим прогрессом, с использованием современных информационных технологий. Так, пространственные барьеры достаточно эффективно преодолеваются с помощью компьютерной сети Интернет; языковые - в результате совершенствования системы языковой подготовки и переподготовки в учебных заведениях, а также разработки и использования соответствующих компьютерных программ перевода текстов на различные языки; семантические - путём создания разного рода словарей и стандартизации ряда терминов и определений и т.д.

Вместе с тем необходимо помнить, что информационные барьеры в большинстве своём не могут быть полностью устранены или до конца преодолены, во всяком случае в обозримом будущем. Препятствием для этого служит прежде всего сам человек. Так, существуют пределы психофизических возможностей современного человека воспринимать информацию. Человек способен принимать и перерабатывать потоки информации, интенсивность которых составляет не более100 бит/с . Если же интенсивность этих потоков превышает допустимую, то пропускная способность человека снижается вплоть до полного прекращения восприятия поступающей информации 49 . Не приносят желаемых результатов для преодоления, в частности, языковых барьеров попытки использования искусственных международных языков. К настоящему времени предложено уже около 300 таких языков. Наиболее распространённый из них - "эсперанто" - является производным от английского и ряда других германских и романских языков и изобретён ещё в 1887 г. поляком Людвигом Заменгофом. Однако на этом языке, даже по самым оптимистическим подсчётам, в мире говорит не более 3 миллионов человек.

Счастье – это когда нас понимают! В наше время развитых современных технологий существует огромное количество способов найти и получить ту или иную информацию.

"Люди видят то, что хотят видеть; слышат то, что
хотят слышать; верят в то, во что хотят верить и
отказываются верить в то, что им не нравится".
Скилеф

Появляется все больше разнообразной литературы, практически каждому доступен Интернет, и стоит ли говорить о телевидении, журналах, радио! Мы привыкли к обилию информационного потока, это наша жизнь.
При этом, получая гигабайты информации каждый день, самым интересным и полезным оказывается обсуждение этой информации – общение! Кстати, через общение человек получает еще больше информации, чем через СМИ. И благодаря речи обогащает свои знания.
Общение сейчас принято называть модным словом – коммуникация (лат. communicatio, от communicare - делать общим, связывать, общаться). Умение общаться или коммуникативность играет большую роль в жизни каждого человека – на работе, в семье, среди друзей.
В любом общении – деловом, личном, в публичных выступлениях важным аспектом является понимание. Ведь, если нас не понимают, фактически мы говорим зря. Приведу курьезный пример недопонимания:
Французский писатель Виктор Гюго однажды отправился за границу.
– Чем вы занимаетесь? - спросил у него жандарм, заполняя специальную анкету.
– Пишу.
– Я спрашиваю, чем добываете средства к жизни? - уточнил свой вопрос пограничный страж.
– Пером.
Так и запишем: «Гюго - торговец пером», - удовлетворенно сказал жандарм.
Со всеми нами порой случаются подобные истории.
Так давайте разберемся, почему же нас иногда не понимают окружающие!
В основах непонимания, лежат так называемые информационные барьеры. Для начала дадим простое определение: информационный барьер – преграда, мешающая принять нужную информацию. Барьеры оказывают большое влияние на полноту передаваемых сведений.

Американский социолог Г. Лассуэл предложил такую модель процесса коммуникации:
1. Кто - коммуникатор (оратор - тот, кто передает и формирует сообщение)
2. Что - сообщение (информация)
3. Как - способ передачи сообщения, канал
4. Кому - аудитория, которой адресуется сообщение
5. Зачем - с каким эффектом, эффективность (чего желаем добиться)
Согласно этих 5 элементов и предлагаю разобраться в причинах непонимания.

1. Кто.
- Оратор внешним видом, поведением и речью не вызывает доверия. Например, если слушатели – дети и вы предстали перед ними в строгом темном закрытом костюме, всем своим видом показываете холодность и говорите заумными словами – они будут вас слушать, но скорее от страха и понимания не получится.
Решение: научиться использовать приемы, располагающие к себе аудиторию. Строить речь, вызывающую доверие.

  • Невнятная, тихая, монотонная речь. Когда оратор монотонно «бубнит себе под нос» кажется, что он даже сам себя не понимает.

Решение: речь должна быть четкой, громкой и хорошо поставленной.

  • Нет логики и полноты информации. Когда в речи потеряна логическая цепочка, человек начинает додумывать или придумывать недостающую информацию самостоятельно.

В начале первой мировой войны британский офицер, проходивший службу в Африке, получил депешу от командования: "Объявлена война. Арестуйте всех врагов в вашем районе ". Спустя несколько дней офицер отрапортовал: "Арестовал семерых немцев, троих американцев, четверых испанцев, пятерых французов, одного аргентинца и одного русского еврейской национальности. Срочно сообщите, с кем мы находимся в состоянии войны ".
Решение: всегда четко знать к чему ведем слушателя, не уводить слушателя от цели речи, научиться соединять начало речи с замыслом и логически подводить к выводу.
Давать полную информацию, избегать обрывочных неполных сведений.

  • Нет образности, эмоционального запечатления. Речь наполнена только логикой, цифрами, доказательствами. Такую речь называют сухой. Очень важно учитывать, что не все люди мыслят с помощью логики. Есть еще образное мышление.

Решение: обогащать речь примерами (собственными, соседей, известных людей)., афоризмами, анекдотами, притчами. Избегать монотонности и сухости.

  • Оратор говорит слишком быстро. Удивительно, но это играет большую роль в понимании. Слушающие люди, могут просто не успевать за нашей мыслью. Сознание быстро перегружается и аудитория либо отвлекается, либо засыпает.
  • Оратор говорит слишком медленно – слушатели успевают додумывать наши мысли до того, как мы их произносим. Им становится скучно, и они находят себе какое-нибудь развлечение, перестают слушать.

Решение: скорость речи должна быть средней, примерно 120 слов в минуту.

  • Очень длинные предложения. Оратор использует сложные обороты с большим количеством соединительных слов: ибо, потому что, т.к., в одном предложении. Такая речь не только совсем не запоминается, но и просто теряет смысл для слушателя. Человек не успевает проследить за большим количеством оборотов, теряется.

Решение: необходимо максимально упрощать речь. Предложения должны быть короткими, от 5 до 9 слов. Если не получается упростить предложения, можно разделять их смысловыми паузами.

  • Речь носит анонимный характер. Постоянное употребление в речи анонимов – она, они, оно – приводит к большому непониманию. Слушатели перестают понимать кто такие «они» и почему «оно» «с кем-то» «как-то» «где-то».
  • Решение: называйте вещи своими именами. Употребляйте названия, имена. Обозначайте место, происходящих событий. Персонифицируйте предметы.

4. Кому.

  • Забыли про аудиторию. Иногда бывает и такое. Оратор увлекся своей речью, с жаром и пылом говорит и не замечает, как ведет себя аудитория. Не видит, слушают его или нет, понимают или нет.
  • Решение: наладить контакт с аудиторией, быть на «одной волне». Вести речь с помощью риторического диалога с аудиторией.
  • Тема и способ подачи не информации не близки людям.

В лесу известны все дела:
Орлу на уровне орла,
Грачу на уровне грача,
Сычу на уровне сыча.
А что там знает воробей,
Не представляю, хоть убей!

  • Решение: говорить на языке, привычном для слушателя. Принцип подобия.

5. Зачем.
Нет или забыта цель речи. Речь всегда носит какой-то замысел, цель. Ведь мы говорим не просто так, а для чего-то. Очень важно не забыть об этом во время выступления. Например, лектору в университете необходимо прочитать лекцию, обучить. Студентам она кажется скучной, и они легко уводят преподавателя от темы разнообразными «невинными» вопросами. Казалось бы, всем хорошо, но лекция не прочитана и цель не достигнута.
Решение: «не распыляться». Если пришли агитировать – агитируйте, убеждать – убеждайте! Набросайте предварительно план речи и старайтесь его придерживаться.

Итак, общение, общение и еще раз общение! Постарайтесь учитывать все эти пять элементов в своей речи и вас всегда поймут! Вы сможете достучаться до сознания слушателя и добиться речью желаемого результата.

Учитесь говорить красиво. Учитесь говорить профессионально. Успехов вам!

Знания - наука - общественное производство – знания

Ставший основой раскручивающейся спирали технологи­ческой цивилизации.


В начальный период развития человеческого общества способностей одного человека было достаточно для хранения в памяти информации и алгоритмов ее обработки, необходимой для эффективного управления человеческими сообществами.

По мере развития общества возрастает сложность объективно необходимых задач управления, превосходя возможности отдельного человека по обработке информации.

Этот порог сложности управления называют первым информационным барьером. Он возник еще в самом начале развития человеческого общества.


Преодоление этого барьера произошло за счет:

· возникновения параллельных процессов обработки управленческой информации. (иерархические структуры управления, в которых обработка управленческой информации распределяется между специализированными группами профессионально подготовленных людей)

· формирования товарно-денежных рыночных отношений. (рыночный механизм является опосредованным регулятором производства, косвенным образом вовлекающим в решение задач управления все дееспособное население).

Преодоление первого информационного барьера связано с возникновением информационной технологии как области профессиональной деятельности.


По мере увеличения объемов обработки данных и усложнения информационных задач развивалась и инструментальная компонента ИТ

· средства механизации обработки данных в виде арифмометров, счетно-аналитических машин и других устройств

· различные способы и устройства для фиксации информации пишущие машины, фотография, звукозапись, копировальная техника

· средства связи и другое.

Счеты с четырьмя полями (середина 17 века)


Одно из наиболее совершенных механических вычислительных устройств, изобретенное петербургским учителем музыки Г. Куммером

Внешний вид счислителя Куммера, предложенного в 1846 г. и серийно выпускавшегося (с различными модификациями) вплоть до 70-х годов 20 века.


Арифмометр Феликс


Третий этап развития ИТ – появление телекоммуникаций

Первый электромагнитный телеграф создал российский учёный П. Л. Шиллинг в 1832 году.


В США электромагнитный телеграф запатентован С. Морзе в 1837 году.


В 1860 году в США иммигрант итальянского происхождения Антонио Меуччи продемонстрировал устройство, которое могло передавать звуки по проводам, и названное им Telectrophon. Меуччи подал заявку на патент своего изобретения в 1871 году

В 1861 году немецкий физик и изобретатель Иоганн Филипп Рейс продемонстрировал устройство, которое могло передавать музыкальные тона и человеческую речь по проводам. Рейс назвал сконструированное им устройство Telephon.


Телефон, запатентованный в США 1876 году Александром Беллом, назывался «говорящий телеграф». Трубка Белла служила по очереди и для передачи, и для приёма человеческой речи

Первый коммерческий телефонный разговор между Нью-Йорком и Лондоном произошёл 7 января 1927 по трансатлантическому телефонному кабелю


1895: Российский физик А. С. Попов продемонстрировал аппарат для приёма электромагнитных волн. Этот аппарат мог принимать радиосигналы, несущие информацию - азбуку Морзе. С этого приёмника началась эра создания средств радиотехники, пригодных для практических целей.

1896: Гульельмо Маркони провёл демонстрацию устройства для передачи и приёма радиосигналов. В том же году он получил Британский патент на усовершенствования по передаче электрических импульсов и сигналов и аппарат для этой цели.

Это был первый патент в области радио, хотя в нём были применены методы, использованные ранее другими экспериментаторами (в первую очередь Тесла), и использованы инструменты, похожие на те, которые ранее демонстрировали другие (в частности, А. С. Попов).


В 1923 г. В. К Зворыкин подал патентную заявку на телевидение, осуществляемое полностью на электронном принципе.

В 1929 году Зворыкин разработал высоковакуумную телевизионную приемную трубку - кинескоп, к 1931 году завершил создание конструкции передающей трубки - иконоскопа


Первое регулярное телевещание на электронном принципе в УКВ-диапазоне началось в 1935 году в Германии, в 1936 году - в Англии, Италии и Франции

Телевизор «17ТН-1/3», СССР, 1939 год

Похожие публикации