Оператор персональных данных. Роскомнадзор об обработке персональных данных

Закон о персональных данных № 152-ФЗ от 27.07.2006 обязует пройти регистрацию в специальном реестре всех, кто занимается обработкой персональных данных. Что это за реестр, для кого включение в него является обязательным, и как происходит процедура регистрации – об этом наша статья.

Кто является оператором персональных данных

К операторам закон № 152-ФЗ относит госорганы, организации и физлиц, которые собирают персональные данные, а также самостоятельно определяют цели сбора, состав сведений, и совершаемые с ними действия (ст. 3 закона № 152-ФЗ).

Проще говоря, оператор персональных данных, это тот, кто использует личные данные граждан для трудовых и прочих отношений. Их главной задачей является сохранение конфиденциальности полученных персональных данных, т.е. запрет передавать данные третьим лицам и распространять их без согласия самого физлица, если только эти данные не обезличены.

Реестр операторов персональных данных Роскомнадзора

Прежде, чем начать обработку персональных данных, оператор обязан уведомить об этом госорган, уполномоченный вести реестр операторов персональных данных - Роскомнадзор (ч 1 ст. 22 закона № 152-ФЗ). Эта федеральная служба осуществляет надзор за сферой связи, массовых коммуникаций и информационных технологий. Госконтроль за обработкой персональных данных операторами, в соответствии с законом, тоже осуществляет Роскомнадзор. В этих целях он проводит проверки операторов персональных данных, согласно регламенту, утвержденному приказом Минкомсвязи РФ от 14.11.2011 № 312.

Ознакомиться с реестром операторов обработки персональных данных можно на официальном сайте Роскомнадзора, его сведения являются общедоступными.

Уведомление достаточно подать единожды за весь период работы оператора. В то же время, закон содержит перечень исключений, когда работать с личными данными можно без включения в реестр операторов персональных данных (ч. 2 ст. 22 закона № 152-ФЗ):

  • когда операторы-работодатели обрабатывают только данные, полученные в соответствии с трудовым законодательством;
  • если оператор получил данные от контрагента в связи с заключением договора и не использует их в иных целях, кроме исполнения договора;
  • когда оператор персональных данных - религиозная или общественная организация, которая обрабатывает личные данные своих участников для целей, предусмотренных ее уставом;
  • если гражданин сам сделал общедоступными свои персональные данные;
  • если персональные данные не включают ничего, кроме Ф.И.О.;
  • когда данные получают для оформления разового пропуска;
  • при обработке персональных данных государственными автоматизированными инфосистемами;
  • если личные данные обрабатываются «на бумаге», т.е. без применения автоматизации;
  • когда данные используются для обеспечения безопасности транспортных систем.

Все, кто не указан в данном списке, уведомление для включения в реестр операторов персональных данных Роскомнадзора подать обязаны. Многие ИП и организации игнорируют данное требование либо узнают о нем слишком поздно. Но подать уведомление для включения в реестр можно и позже, указав в нем реальную дату начала обработки персональных данных, при этом никаких штрафных санкций за опоздание не последует.

Как уведомить Роскомнадзор

Чтобы подать уведомление об обработке персональных данных, оператор обработки персональных данных должен заполнить электронную форму на сайте Роскомнадзора. Форма уведомления содержит:

  • сведения о самом операторе (наименование, ИНН, ОГРН, адрес места нахождения, телефон, номера лицензий и т.п.);
  • правовое основание и цели обработки данных согласно уставу;
  • описание мер и средств защиты личных данных;
  • фактическую дату начала обработки персональных данных оператором;
  • условия, при которых обработка будет прекращена (например, при отзыве лицензии на деятельность), либо конкретный срок прекращения;
  • категории персональных данных, которые подлежат обработке (имя, год рождения, семейное положение, адрес проживания, профессия, доходы, состояние здоровья и т.д.), использование биометрических данных;
  • действия с персональными данными и способы их обработки (автоматизированная или нет, с передачей через интернет или нет и т.д.);
  • данные лица, ответственного за обработку персональных данных.

После заполнения электронное уведомление оператор персональных данных отправляет в Роскомнадзор, а еще один экземпляр распечатывается на бумаге. Печатный вариант подписывается руководителем и заверяется печатью. К нему нужно приложить пакет необходимых документов (Положение о персональных данных, бланк согласия на обработку, приказ о назначении ответственных лиц и т.п.) и отправить в территориальное отделение Роскомнадзора по почте.

На регистрацию в реестре отводится 30 дней с даты получения уведомления Роскомнадзором. Отслеживать статус отправленного уведомления можно на том же сайте.

Если Роскомнадзор сочтет сведения, указанные в уведомлении, неполными, или недостоверными, он может затребовать у оператора уточнение. В случае изменения каких-либо данных, оператор должен в течение 10 дней уведомить об этом надзорный орган для внесения корректировок в реестр.

Данный портал создавался, чтобы предоставлять гражданам сведения относительно деятельности Роскомнадзора в разных направлениях. Кроме того, через этот сайт легко получить доступ к любому другому оператору, занимающемуся обработкой данных.

Что это такое

Портал персональных данных Роскомнадзора – инструмент, позволяющий вести тщательный контроль, как обычных граждан, так и индивидуальных предпринимателей, коммерческих организаций . Любая компания, обрабатывающая личные данные, должна сначала зарегистрироваться у Роскомнадзора, и только после этого приступать к соответствующей деятельности.

Для чего нужен


Персональной считается любая информация, которую можно использовать для идентификации конкретного человека
. Портал нужен, чтобы пользователям было легче взаимодействовать с операторами, обрабатывающими любые данные, осуществляющими различные действия для этого.

Так же можно сообщать самой контролирующей организации, если выявлены какие-либо нарушения. В этом случае, применяются соответствующие наказания.

Кто может пользоваться

Специализированный портал функционирует в открытом доступе . Так что воспользоваться его возможностями и размещённой информацией могут любые граждане. Достаточно ввести наименование интересующего оператора либо использовать его ИНН. Результатом поиска станут сведения, касающиеся того или иного участника рынка.

Реестр операторов

К персональным сведениям можно относить большое количество явлений, включая :

  1. Адрес электронной почты.
  2. Точное описание текущего места проживания.
  3. Номера мобильных телефонов.
  4. Сведения из удостоверений.
  5. ФИО гражданина.

Персональной может быть признана любая информация, относящаяся к тому или иному конкретному лицу. В некоторых случаях, для идентификации хватает ФИО и номера автомобиля. При других обстоятельствах необходим регистрационный адрес, сведения о водительском удостоверении.

  1. Самостоятельно обрабатывают персональные данные, либо объединяются для этого с другими лицами.
  2. Сами определяют операции с данными, их состав, цели работы.

Оператором будут считать любого, кто пользуется личными данными, отправляет соответствующие запросы. Такие компании работают во всех сферах. Именно данные о них заносятся в реестр. Клиенты могут сами изучать ИНН, разрешительную документацию и так далее.

Видео, на котором рассказывается, как зарегистрироваться в реестре операторов обработки персональных данных Роскомнадзора.

Регистрация на сайте

Регистрация на портале не требуется , вся информация находится в открытом доступе, дополнительных действий осуществлять не нужно. То же касается различных документов, посвящённых защите информации посетителей.

Интерфейс, использование

Здесь нет ничего сложного. Кнопка с поиском по реестру располагается в самой верхней части главной странице портала. В этой строчке вводятся любые данные, известные по той или иной компании. Чуть ниже располагается ссылка с расширенным поиском. То есть, можно вбивать не только наименование, но и ИНН, регистрационный номер при его наличии.

Нормативная регламентация

Регламентирует деятельность Роскомнадзора, связанную с контролем выполнения законодательства по личным данным граждан. Но в самом тексте статьи отсутствует точное наименование органа, наделённого соответствующими полномочиями. Потому в качестве опоры разрешается ещё использовать Постановление Правительства РФ №228 «О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия» , выпущенное в 2009 году. Именно в этом тексте полномочия закрепляются конкретно за Роскомнадзором.

Согласно законодательству, представители данного учреждения имеют следующие полномочия и права :

  1. Самостоятельное привлечение к административной ответственности при выявлении нарушений, связанных с персональными данными.
  2. Обращение к правоохранительным органам и судебным инстанциям с целью защиты интересов граждан. То же можно делать, если обнаруживаются какие-либо нарушения.
  3. Ограничение доступа к информации при наличии нарушений со стороны оператора. Либо выставление требований с просьбами заблокировать, уничтожить или уточнить те или иные сведения.
  4. Запрос по получению информации, связанной с обработкой персональных данных.

Проведение проверок Роскомнадзором

Для проведения таких мероприятий существует специальный регламент. Он утверждён соответствующим Приказом Министерства связи №312 от 2011 года . Пункт 32 данного регламента посвящён ситуациям, когда должны проводиться плановые проверки по отношению к операторам:

  1. Когда компания только начинает заниматься обработкой персональных данных.
  2. После того, как прошло 3 года после предыдущей проверки. Или с момента начала деятельности.

О предстоящей проверке надо обязательно уведомить организацию, минимум за 3 дня до непосредственной организации мероприятия.

У Роскомнадзора имеется право по проведению и внеплановых проверок . Например, если имеются обращения от граждан и других организаций по вопросам нарушения прав. Или когда появляется угроза жизни, здоровью. В данном случае, уведомление должно поступить за 24 часа до проведения .

По результатам проверки специалисты оформляют соответствующий акт . При наличии нарушений последние подробно описываются в сопроводительном документе. Обязательно указываются лица, ставшие виновными в тех или иных нарушениях. Приводится описание правовых оснований, позволяющих привлечь к ответственности граждан или компании.

Когда требуется согласие на обработку данных

Обработка информации может проводиться только в том случае, если прежний владелец даёт своё согласие либо когда имеются другие законные основания. Каждый отдельный случай рассматривается индивидуально :

  1. В сфере ЖКХ согласия жильцов не требуется, когда управляющие компании привлекают платёжных агентов для расчёта за пользование услугами.
  2. Некоторые ситуации требуют получения разрешения в письменной форме. Особенно это касается специальных категорий персональных данных. К примеру, когда речь идёт о биометрической информации.

Ответственность за нарушения

– основной документ, который до недавнего времени устанавливал наказания за нарушения в данной сфере. Юридические лица могли столкнуться с наложением штрафов в размере 5 000 — 10 000 рублей либо предупреждением, вынесенным компетентными органами.

Для выявления нарушений проводились контрольные мероприятия в виде проверок . По поводу нарушений отправлялись специальные сообщения представителям прокуратуры. В случае одобрения заявления, организовалось судебное делопроизводство.

Но с недавнего времени ситуация изменилась. Теперь законы стали более детально описывать соответствующие процедуры. Изменения касаются следующих направлений :

  1. Увеличения штрафов.
  2. Появления полномочий составлять протоколы и возбуждать дела, не обращаясь в прокуратуру.

О регистрации в качестве оператора


Данное мероприятие не обязательно для следующих категорий населения и участников рынка
:

  1. Компании, запрашивающие данные, к примеру, для покупки билетов. Это касается любых перевозчиков, работающих в режиме онлайн.
  2. Те, кто обрабатывает данные без использования компьютерной техники.
  3. Системы, получившие статус государственных автоматизированных инфосистем. Или организации, созданные для защиты общества, порядка.
  4. Любые компании с действующей системой пропусков. Не нужно регистрироваться, если информация гражданина считывается только один раз, для получения пропуска.
  5. Компании и частные лица, пользующиеся сведениями, раскрытыми самими гражданами.
  6. Те, кто используют информацию для достижения целей, описанных в учредительной документации.
  7. Компании из сферы сотовой связи, которым данные нужны исключительно для осуществления услуг.
  8. Руководители предприятий.

Потому многие компании могут не попасть в реестр, располагающийся на официальном сайте Роскомнадзора. Для завершения процедуры регистрации достаточно подать заявление, следуя установленным требованиям. Рекомендуется подавать заявления в электронной форме либо с использованием фирменных бланков.

С 1 июля 2017 года ужесточилась ответственность за нарушение законодательства о персональных данных. С какими персональными данными приходится иметь дело управляющим организациям, что делать, если собственники не дают согласие на обработку персональных данных?

Об этом мы поговорили с Дмитрием Юрьевичем Артюхиным, руководителем Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия.

Об обработке персональных данных

Дмитрий Юрьевич, расскажите, что такое персональные данные и есть ли они в сфере ЖКХ?

Персональные данные - это любая информация, на основании которой можно однозначно идентифицировать конкретного человека.

Обработка персональных данных - любое действие, автоматизированное или не автоматизированное, которое совершается с персональными данными. Это сбор, запись, систематизация, накопление, хранение и уточнение данных.

К персональным данным мы относим фамилию, имя, отчество, дату и место рождения человека, данные документа, удостоверяющего личность. И много другой информации, на основании которой прямо или косвенно можно определить конкретного человека.

При этом нужно иметь ввиду, что если без получения дополнительной информации невозможно установить конкретного человека, то такая информация не является персональными данными.

Например, в СМИ размещены списки должников. В них указаны фамилии и инициалы. На основании этой информации идентифицировать человека нельзя. Совсем другое дело, если эти списки управляющая организация разместит в подъезде дома, в котором живёт человек.

Конечно, деятельность по управлению МКД связана с обработкой персональных данных. Каждая форма управления: управляющая организация, ТСЖ или даже непосредственное управление предусматривает сбор и обработку персональных данных.

Управляющие организации заключают с собственниками помещений договоры управления МКД, в которых обязательно указываются персональные данные. Кроме того, УО как юридические лица имеют правоотношения со своими работниками, которые регулируются трудовым законодательством. Поэтому управляющие организации являются операторами по обработке персональных данных.

Об операторе по обработке персональных данных

Кто является оператором персональных данных?

В соответствии с законом оператор персональных данных - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, которое самостоятельно или с другими лицами обрабатывает персональные данные. Такое лицо определяет цели обработки ПД и их состав.

Любое юридическое лицо, в том числе УО, ТСЖ и кооперативы, автоматически становится оператором персональных данных.

Кого должна уведомить УО о том, что она является оператором персональных данных?

Не нужно уведомлять Роскомнадзор, если персональные данные оператор получает по договору с субъектом персональных данных, при условии, что ПД не распространяются и не передаются третьим лицам.

Это же правило действует, если ПД относятся к членам общественного объединения или религиозной организации, являются общедоступными и состоят из фамилии, имени и отчества. Полный перечень можно прочитать в части 2 статьи 22 N 152-ФЗ .

Решение об отправке уведомления в уполномоченный орган принимает оператор персональных данных. При этом отправляет или не отправляет оператор уведомление, он всё равно остаётся оператором персональных данных.

Мы регулярно напоминаем юридическим лицам о необходимости отправлять нам уведомления (ст. 22 N 152-ФЗ). Если юридическое лицо не включено в реестр операторов персональных данных, это не освобождает его от контрольно-надзорных мероприятий.

Скорее наоборот, те юрлица, которые с нашей точки зрения, могут быть операторами персональных данных, обрабатывают ПД и не попадают в перечень, исключающий необходимость направления уведомления, но уведомление не направили, вероятнее всего попадут в план проверок.

Требования к уведомлению в Роскомнадзор перечислены в части 3 статьи 22 N 152-ФЗ .

О согласии на обработку персональных данных

Когда нужно заручиться согласием на обработку персональных данных?

Оператор персональных данных должен понимать, что обработка персональных данных может осуществляться только с согласия субъекта персональных данных или при наличии других законных оснований. При этом, необходимо отметить, что каждый отдельный случай индивидуален.

Кто несёт ответственность за персональные данные, если УО, которая обрабатывает персональные данные собственников, передаёт их по договору третьему лицу?

Если управляющая организация планирует поручить обработку персональных данных третьим лицам, у неё обязательно должно быть на то согласие субъекта персональных данных. Если такого согласия не будет, оператора привлекут к ответственности. Согласие получать не нужно, если это установлено федеральными законами.

Лицо, которое обрабатывает персональные данные по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Ответственность в этой ситуации несёт управляющая организация.

Что делать управляющей организации, если собственник не даёт согласие на обработку персональных данных?

Заставить собственника никак нельзя, нужно пытаться убедить, рассказывать, какие последствия могут возникнуть у субъекта в случае отказа в предоставлении согласия. Но в любом случае обработка ПД без согласия в отсутствии иных законных оснований на обработку ПД не допускается.

Бремя доказывания наличия согласия на обработку ПД лежит на операторе персональных данных.

Об ответственности за нарушение законодательства о персональных данных

Какие штрафы существуют и кто их выписывает?

До первого июля 2017 года за нарушение установленного порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных была установлена административная ответственность по статье 13.11 КоАП РФ . Для юридических лиц это предупреждение или наложение административного штрафа от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Механизм был следующий: Роскомнадзор проводил контрольно-надзорные мероприятия в области ПД. Если в ходе мероприятий выявлял нарушения, то сообщал о них в прокуратуру для принятия мер. Прокуратура рассматривала сообщение и в случае признания нарушения выносила постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и направляла его в суд.

С первого июля ситуация изменилась. Новая редакция статьи 13.11 КоАП РФ более детализирована, в ней теперь семь составов, все они связаны с обработкой персональных данных. Увеличиваются штрафы, у Роскомнадзора появились полномочия составлять протоколы, то есть возбуждать дела об административных правонарушениях, минуя прокуратуру.

Максимальный штраф, предусмотренный статьёй 13.11 КоАП РФ в новой редакции, - 75 000 рублей. Его можно будет получить за обработку персональных данных без получения согласия субъекта персональных данных в письменной форме, если оно предусмотрено законом.

21 февраля 2014 в 23:45

А может не уведомлять об обработке персональных данных?

  • Информационная безопасность

Частью первой ст 22 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее в статье - Закон) предусмотрена обязанность оператора, осуществляющего обработку персональных данных, уведомить орган Роскомнадзора до начала обработки. Сразу же (во второй части статьи) Закон предлагает основания, по которым оператор имеет право об обработке не уведомлять. Случаи эти довольно распространены. Но поскольку Закон не запрещает уведомлять даже если есть такие случаи, ряд операторов выбирают пойти по пути уведомления. Возможно, стоит не направлять уведомление, или даже подумать, как попасть под «исключения». На это есть, как минимум, 3 причины.

Сложно ответит на вопрос «Почему?» за всех принявших решение отправить уведомление в орган Роскомнадзора если можно было этого не делать. Конечно, нельзя исключить маркетинговые походы (имидж, открытость). Все же, в ряде случаев уведомляют по незнанию или исходя из позизии «Лучше перебдеть». Хотелось бы обратить внимание на известное право операторов, осуществляющих обработку персональных данных, не уведомлять органы Роскомнадзора об обработке и вот для этого несколько причин.

  1. Лицу, подавшему уведомление об обработке персональных данных, необходимо нести бремя по постоянной актуализации поданных сведений. Эта обязанность предусмотрена ч.7. ст. 22 Закона. Если оператор, осуществляющий обработку персональных данных, не подаст уведомление об изменении сведений (изменение адреса оператора, изменение категорий ПДн, которые обрабатываются, смена ответсвенного за обработку ПДн и его контактов и т.д.), то может быть привлечен к административной ответственности. Казалось бы, что сложного: поменялось что-то в организации, взял и отправил письмишко. Как показывает практика, в большинстве случаев об этом забывается. Например, те кто встал в Реестр (в Реестр включаются все, подавшие уведомление об обработке) операторов, осуществляющих обработку персональных данных до 1 июля 2011 года обязаны были до 1 января 2013 года дополнительно дослать сведения, предусмотренные пунктами 5, 7.1, 10 и 11 части 3 статьи 22 Закона (правовое основание обработки персональных данных, ФИО ответственного и т.д.). Как видно из реестра операторов персональных данных Роскомнадзора, больше половины операторов этого не сделали по настоящее время. Мысль о том, что у всех этих организаций никаких внутренних изменений, связанных с обработкой персональных данных, не происходило, тоже сомнительна. Предлагаю и Вам подумать, будете ли Вы своевременно отслеживать в долгосрочной перспективе актуальность записей в Реестре, если есть возможность этого не делать вообще?
  2. Органы Роскомнадзора осуществляют планирование проверок операторов, осуществляющих обработку персональных данных, с использованием ведомственной единой информационной системы – ЕИС . Все операторы, подавшие уведомления уже находятся в ней, в связи с чем, вероятность попадания в план проверок многократно возрастает. Организации, проверяемые Роскомнадзором по другим направлениям (услуги связи, РЭС, СМИ, вещание) автоматически проверяются на предмет соблюдения законодательства в сфере персональных данных, если уведомили Роскомнадзор об обработке.
  3. Если оператор персональных данных принял решение уведомить орган Роскомнадзора об обработке, хотя имел право этого не делать, то исключиться из Реестра по причине того, что мог вообще не уведомлять, не получиться. Такая возможность не предусмотрена ни Законом, ни соответствующим Административным Регламентом. Вернее, предусмотрена только по общим основаниям.
Если Вы собирались направлять уведомление, но вышеуказанное чем-то зацепило Вас, общие рекомендации просты.
  1. Внимательно прочитать (осознать) ч.2 ст. 22 Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».
  2. Посмотреть какие персональные данные и в связи с чем обрабатываются у Вас.
  3. В некоторых случаях, возможно потребуется скорректировать Вашу работу с носителями персональных данных. Дам пример, что бы было понятно, что я имею ввиду.
Одна из возможностей не уведомлять об обработке персональных данных предусмотренная п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона звучит так
полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных

Так вот, Вы заключили договор , с физическим лицом на какую-то услугу. Взяли у человека номер мобильного телефона, что бы сообщить о готовности услуги. В большинстве случаев номер мобильного телефона не нужен для целей исполнения договора. Если берется у клиента номер мобильного телефона, нужно дополнительно его согласие на обработку персональных данных. Однако, в этом случае, Вы не попадаете под исключение в Законе, которое позволяет не уведомлять об обработке персональных данных.
Если в договоре с этим физлицом прописать необходимость наличия номера мобильного телефона для целей исполнения договора, то уже претендуете на право попасть под исключение.
Обыграть необходимость наличия номера мобильного телефона для целей исполнения договора можно примерно так «Организация обязуется уведомить клиента по телефону № х… х о готовности...».

Работа с персональными данными накладывает на оператора ряд обязанностей. Рассмотрим несколько наиболее существенных из них.

Уведомить Роскомнадзор о начале обработки персональных данных (). Такое уведомление необходимо направить в ведомство до начала обработки данных, указав в нем:

  • наименование (ФИО), адрес оператора;
  • цель обработки персональных данных;
  • категории персональных данных;
  • категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются;
  • правовое основание обработки персональных данных;
  • перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
  • меры защиты персональных данных;
  • ФИО физического лица или наименование юридического лица, ответственных за организацию обработки персональных данных, и номера их контактных телефонов, почтовые адреса и адреса электронной почты;
  • дату начала обработки персональных данных;
  • срок или условие прекращения обработки персональных данных;
  • данные о наличии или об отсутствии трансграничной передачи персональных данных в процессе их обработки;
  • информацию о месте нахождения базы данных информации, содержащей персональные данные россиян;
  • сведения об обеспечении безопасности персональных данных в соответствии с требованиями к защите персональных данных, установленными Правительством РФ (речь, в частности, идет об персональных данных в зависимости от угроз безопасности, персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные уровни защищенности персональных данных, а также о и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных).

При этом есть ситуации, когда уведомлять Роскомнадзор об обработке персональных данных не нужно. Это, например, обработка работодателем данных работников, получение оператором данных клиента при заключении с ним договора (если эта информация не предоставляется третьим лицам без согласия на то субъекта и используется исключительно для исполнения указанного договора), обработка общедоступных персональных данных, оформление лицу однократного пропуска на территорию оператора, использование только ФИО субъекта и др. ().

Обеспечить конфиденциальность персональных данных. Это значит, что распространять их без согласия на то субъекта нельзя (). Данная обязанность лиц, получивших доступ к персональным данным, является одной из основных. В частности, при передаче персональных данных работников работодатель обязан:

  • не сообщать персональные данные работника третьей стороне без его письменного согласия (за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, и в других предусмотренных законом случаях – например, при передаче данных в ФСС, ПФР, налоговые органы, военные комиссариаты, прокуратуру, правоохранительные органы, ГИТ и др.);
  • предупредить лиц, получающих персональные данные работника, что эта информация может быть использована лишь в целях, для которых она сообщена – более того, работодатель даже может требовать от таких лиц подтверждения того, что это правило соблюдено;
  • осуществлять передачу персональных данных работника в пределах одной организации, у одного индивидуального предпринимателя в соответствии с локальным нормативным актом, с которым работник должен быть ознакомлен под подпись;
  • разрешать доступ к персональным данным работников только специально уполномоченным лицам, причем они должны иметь право получать лишь те данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций;
  • не запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции;
  • ограничивать информацию, передаваемую представителям работников, лишь теми данными работника, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций ().

Принимать меры для обеспечения безопасности персональных данных (). Для этого организации следует назначить лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных (). Такое лицо обязано осуществлять внутренний контроль за соблюдением оператором и его работниками требований к защите персональных данных, доводить до сведения работников положения , локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также организовывать прием и обработку обращений и запросов субъектов персональных данных. Кроме того, в этих же целях следует применять технические меры по обеспечению безопасности обработки, а также издать документы, определяющие политику компании в отношении обработки персональных данных, и др.

При этом политику обработки персональных данных организация должна сделать публичной (). Наиболее оптимальным способом является размещение документа на сайте оператора. Но в том случае, когда это невозможно, достаточно установить "кармашек" с политикой на бумажном носителе в любом доступном для посетителей организации месте. Исключение составляют операторы, собирающие персональные данные непосредственно через Интернет, – им необходимо опубликовать политику именно на сайте и обеспечить возможность доступа к указанному документу. На официальном сайте Роскомнадзора можно ознакомиться с рекомендациями по составлению политики в отношении обработки персональных данных .

Не стоит путать политику, распространяющуюся в основном на третьих лиц (контрагентов, клиентов и др.), с Положением о защите, хранении, обработке и передаче персональных данных работников – этот документ в отличие от политики является локальным нормативным актом, поэтому делать его публичным не нужно, а вот ознакомить с ним под роспись работников следует обязательно ().

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

О том, с какими проблемами может столкнуться оператор при соблюдении требований о локализации персональных данных и как их наиболее эффективно их решить, читайте в нашем материале " ".

Соблюдать требования по локализации персональных данных россиян. С 1 сентября 2015 года все операторы при сборе персональных данных обязаны обеспечить их обработку с использованием баз данных, находящихся в России (). Так называемая локализация персональных данных поначалу вызвала большой резонанс среди специалистов и операторов – требования закона были сформулированы таким образом, что у экспертов возникло немало . Среди них отсутствие ясности, на какие именно персональные данные будет распространяться данное требование, каких операторов это затронет, допускается ли обработка персональных данных одновременно на российском и иностранном сервере, как определить гражданство субъекта и т. д. На большую часть этих вопросов Роскомнадзор ответил еще до вступления новых требований закона в силу. Так, например, ведомство предоставило операторам право самостоятельно решать вопрос определения гражданства лица, чьи данные обрабатываются, либо применять требование о локализации к персональным данным всех субъектов. Кроме того, Роскомнадзор уточнил, что в том случае, когда при сборе персональные данные были записаны в российскую базу данных, в дальнейшем они могут обрабатываться и в электронной базе, находящейся за пределами страны.

И в политике обработки персональных данных, и в Положении о защите, хранении, обработке и передаче персональных данных работников следует прописать, что при сборе персональных данных оператор обязуется обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных россиян с использованием баз данных, находящихся на территории России, а также указать место нахождения такой базы данных.

Своевременно прекратить обработку персональных данных. Если цель обработки персональных данных достигнута или субъект отозвал свое согласие на их обработку, оператор должен прекратить обработку этих данных и удалить их в 30-дневный срок, если иной срок не определен в соглашении ().

Похожие публикации