Определить забит. Куда пропадает место на диске — решение. Основных причины поломки катализатора всего две

Наверное, нет таких людей, которые не мечтают о новом крутом автомобиле. Да, машина - это вещь полезная и необходимая в нашей жизни. С помощью неё можно успеть сделать больше дел за день, чем когда мы пешком.

Бывает, что в самый неподходящий момент наш «железный конь» подводит нас. Одной из причин неправильной работы авто является катализатор. Это одна из важнейших деталей автомобиля. Если он забит, то без него машина долго не протянет.

Конструкция и общий принцип функционирования детали

Устройство представляет фильтр, предназначенный для очищения выхлопных газов от вредных ядовитых веществ, попадающих из автомобиля в атмосферу. Иначе, без него такие вредные вещества, как СО, СН и NO попадали бы в наши лёгкие.

По-другому катализатор принято называть каталитический нейтрализатор или просто «каталик». Как и любая другая деталь авто, этот фильтр не застрахован от потери способности исправного функционирования. Выполняя свои функции исправно, после совершения авто большого пробега, катализатор может быть забит. Эта проблема влечёт за собой другие, влияющие на работу двигателя и самой машины в целом.

Прежде чем разобраться, почему и как может быть забит катализатор, следует рассмотреть, как он выглядит, и из чего состоит. Внутри есть фильтры, выполненные из благородных металлов (иридия) и напоминающие пчелиные соты. Именно эти фильтры и задерживают ядовитые вещества из выхлопных газов. При поступлении выхлопных газов в «каталик», фильтр сильно нагревается. Вредные газы СО, NO, СН остаются там, затем догорают и окисляются. В атмосферу попадают практически безвредные для окружающей среды газы: СО 2 , Н 2 О и N 2 . Есть датчик отработанных газов, который показывает уровень загрязнённости отработавших в катализаторе газов. Чтобы представить, как выглядит само устройство, а также как происходит процесс очистки, обратите внимание на поясняющий рисунок:

Если вы обнаружили такие явления, как увеличение расхода топлива, двигатель плохо запускается, проблемы с динамикой, нестабильный разгон автомобиля, то это явные признаки забитого катализатора. Что может привести к забиванию «каталика» хламом рассмотрим далее.

Причины и последствия неисправности

Причины

Основными и наиболее вероятными причинами могут быть:

  • Он может быть забит из-за некачественного топлива. Из-за низкого качества топлива, катализатор забивается различными его компонентами. В ходе эксплуатации автомобиля, эти компоненты постепенно накапливаются в фильтре. Если фильтр забит, то выход выхлопных газов затрудняется, и мотор начинает «задыхаться». Это отрицательно влияет на тягу двигателя и динамику;
  • Неисправная работа двигателя. Маслосъемные кольца могут частично выйти из строя, в результате несгоревшие остатки масла попадают в фильтр и забивают его. В народе это называют «жор масла из-за забитого катализатора»;
  • Выхлопная система работает неисправно - ещё одна причина того, что забит катализатор;
  • Механические повреждения в самом катализаторе. Частая езда по неровной местности приводит к разрушению катализатора. Его мельчайшие частицы разлетаются и забивают соты фильтра. Тогда мотор начинает неправильно функционировать.

Важно! Бывает, что на новых автомобилях, несмотря на маленький пробег, обнаруживается, что катализатор забит. Причиной тому может быть частое использование некачественного бензина.

Основной принцип работы, состав и симптомы забитого катализатора теперь нам понятны. Это значит, что половину проблемы мы решили. Как говорится, предупреждён, значит, вооружён. Для общего представления обратите внимание на забитый катализатор в фото.Это довольно ужасное зрелище. Сетка чёрная и грязная, забита копотью, а выход отработавшихся газов будет затруднительным. Это и есть результат пробега более 100 тысяч километров или частого использования топлива плохого качества:

Последствия

Неисправность или забитость данного устройства может создать серьёзные проблемы вплоть до поломки целого двигателя. Последствия зависят от степени поломки. Если «каталик» забит, то машина может завестись не с первого раза или заглохнуть во время движения.

Автомобиль может употреблять больше топлива, чем положено. Оттого, что забит катализатор, выхлопные газы могут вернуться в цилиндр, из-за чего вся цилиндропоршневая система может выйти из строя. Движок будет работать на износ и, в конце концов, сломается.

Как видим, из-за одного устройства могут поломаться важные детали автомобиля. На установку новых запчастей уходят приличные деньги, особенно на двигатель. Чтобы его установить, придётся пожертвовать 50-100 тысячами рублей. А без двигателя работа автомобиля невозможна.

Что делать, если выявили, что катализатор забит? В данном случае каждый автовладелец поступит по-своему. Кто-то отвезёт на ремонт свой автомобиль, кто-то решит заменить «каталик» самостоятельно. Все варианты хороши. Давайте обсудим каждый из возможных вариантов:

  • Замена на новый. Покупка и установка нового катализатора займёт от 8,5 до 20 тысяч рублей. Если считать по отдельности, новое устройство стоит 7,5-15 тысяч. А установка обойдётся в 1,5-2 тысячи. Стоимость изделия зависит от его оригинальности (есть оригинальные и неоригинальные), марки и других менее значимых показателей. Плюс ещё есть дополнительные услуги, предоставляемые мастером.
  • Самостоятельная чистка производится в случае, если его ещё можно почистить. Но это не подлежащее ремонту устройство, поэтому опытные люди советуют совершить утилизацию катализатора. «Каталик» можно удалить, но это может стоить выхлопной системы. Но если вам всё равно на чистоту окружающего мира и у вас крепкий иммунитет, то можете смело избавляться от него, чтобы в будущем не возвращаться к этой проблеме.
  • Установка спортивного катализатора. Он стоит дороже, чем обычный: 10 тысяч рублей без учёта установки мастером. Если установите, то прибавите дополнительных 5 - 10% л.с. к мощности автомобиля. При этом выполните норматив ЕВРО 4-5. К такому катализатору не полагаются дополнительные настройки и прочие изменения. Спортивный вариант выглядит вот так:

Методы самостоятельной проверки

Если вам известно, что ваша машина имеет большой пробег или переживаете, что употребляемое топливо может когда-нибудь дать о себе знать, то стоит лишний раз проверить, забит ли катализатор. Необязательно посещать СТО. Забит катализатор или нет, можно проверить, самому в домашних условиях. Есть несколько методов проверки:

  • Самый простой метод - это визуальный осмотр. Чтобы достать катализатор потребуются усилия. Потому что за период работы болты и гайки могут заржаветь и приклеиться к трубам. Допустим, что его удалось снять. Так как основной удар во время чистки отработанных газов на себя берут фильтры, проверяем их. Фильтр должен просвечиваться. Если посмотреть с одного конца катализатора, то вы должны увидеть на другом конце небо. Но иногда второй конец может совмещаться с выпускным коллектором и просмотреть будет непросто. Тогда берём фонарик и светим в коллектор. Если свет не проходит, то катализатор забит. Или после изъятия изнутри выпадают мелкие куски металла и прочий хлам - это признак того, что «каталик» забит.
  • Проверка на противодавление катализатора - это самый популярный способ. Для этого нужно выкрутить кислородный датчик, а на его место вкрутить манометр через специальный переходник (можно использовать трубку от тормозной системы). Вкрутив манометр, нужно запустить двигатель и проверить давление на различных оборотах. Если при 2500 прибор показывает 0,3 кгс/см 3 , то это норма. Допускается максимум до 0,5. Если больше, то это уже говорит о том, что катализатор забит. Данный метод имеет один минус - выкрутка кислородного датчика требует усилий. Так как болты за время эксплуатации покрываются ржавчиной, и их будет тяжело выкручивать.
  • Проверка температуры катализатора требует наличия специального электронного прибора пирометра. Это термометр, который предназначен для дистанционного измерения температуры. Вот и с помощью этого устройства необходимо произвести замер температуры катализатора в его разных частях. Перед проверкой следует завести мотор и разогреть (совершив езду длительностью около 20 минут). Пирометром проверяем температуру на сварном шве и на месте после «каталика». Если температура в двух местах одинаковая, или же температура на месте после «каталика» меньше, чем на сварном шве, то это означает неисправность;
  • Наиболее эффективный способ определения неисправности - это измерение давления с помощью мотор-тестера. Для этого нужно выкрутить одну свечу и вместо неё вкрутить специальный датчик давления. На различных оборотах производится замер давления и анализ результатов мотор-тестором;
  • Есть и другие способы проверки. Можно не снимая катализатор, проверить его на запах. Если почувствуете едкий запах, то это плохо.

Совет! Можете проверить, забит «каталик» или нет, ещё одним методом: проверкой отработанных газов на холостом ходу. Что для этого нужно? Достаточно завести двигатель и увеличивать обороты. Второй человек закрывает выхлопную трубу рукой. На руку нужно надеть перчатку, чтобы не повредить её. Создаём сопротивление газам, выходящим из трубы. Если чувствуете сопротивление газов из трубы, то всё нормально с катализатором. А если нет, то он забит.

Обратите внимание на загорание надписи «CHECK ENGINE». Это может служить сигналом о том, что катализатор забит. Ну и напоследок, дорогие автовладельцы, посмотрите видео о том, как проверить, забит ли катализатор:

Выхлопная система - неотъемлемая часть каждого автомобиля. С годами она усовершенствуется, и сейчас почти все авто снабжаются катализатором. Что это за элемент и как определить, что забит катализатор? Признаки неисправности и устройство элемента - далее в нашей статье.

Назначение

Полное название элемента - каталитический нейтрализатор. Он служит для снижения уровня выброса вредных веществ в атмосферу, которые попадают туда с выхлопными газами.

Где используется?

Данный элемент применяется на всех дизельных и бензиновых двигателях с нормами «Евро-3» и выше. Каталитический нейтрализатор устанавливается сразу после приемной трубы - за выпускными коллектором.

Устройство

Элемент состоит из нескольких частей. Это корпус, блок-носитель и теплоизоляция. Второй является главным элементом в этой «цепочке». Изготавливается блок из специальной керамики, которая не боится высоких температур. По своей конструкции данная часть представляет собой множество ячеек.

Они существенно увеличивают площадь контакта керамического «ядра» с выхлопными газами. На поверхности данных ячеек есть специальные вещества (катализаторы). Это палладий, платина и родий. Данные элементы ускоряют время химических реакций. Палладий и платина относится к ряду окислительных катализаторов. Благодаря им, углеводороды, содержащиеся в газах, превращаются в водяной пар; оксиды угарного газа - в углекислый газ. Родий же является восстановительным элементом. Он превращает в безвредный азот. В совокупности все три химических элемента снижают уровень содержания вредных веществ в отработавших газах.

Конструктивно блок-носитель располагается в металлическом корпусе. Между этими двумя элементами располагается слой теплоизоляции. Внутри нейтрализатора также расположен Главное условие работы каталитического нейтрализатора - высокая температура газов (порядка 300 градусов). Нагреваясь до такого уровня, родий, палладий и платина могут задерживать до 90 процентов вредных веществ, которые попали бы в атмосферу.

Как определить неисправность?

Какие Существует несколько симптомов, благодаря которым можно узнать неисправность данного элемента:

  • Машина стала трудно заводиться.
  • Появляются провалы при движении, которые иногда пропадают.
  • Горит лампочка «Проверьте двигатель».

Причины плохой динамики разгона объясняются низкой пропускной способностью катализатора.

Иногда бывает, что машина легко набирает скорость в 150 км/час и затем, остановившись, едва разгоняется до 60. В итоге производительность мотора резко уменьшается (низкий уровень вентиляции цилиндров). Двигатель не в состоянии захватить новую порцию воздуха, так как выхлопные газы не могут нормально выйти из системы - они «застревают» в камере сгорания.

Почему так происходит?

Если у вас (дизель это или бензин - не имеет значения) неисправности его могут заключаться в большой задымленности газов. В них содержится некоторый процент масла (это естественно), но когда мотор «кушает» по литру на тысячу километров, оно начинает оставаться на ячейках нейтрализатора. Также признаки забитого катализатора - малый диаметр пропускных сот. Из-за большой концентрации смол и примесей в горючем они легко забиваются в данном элементе.

Отметим, что плохое качество топлива играет немаловажную роль в ресурсе катализатора. При частом использовании плохое горючее оседает в выпускном коллекторе, не успев полностью сгореть в камере. Это может спровоцировать перегрев частей катализатора. Немаловажную роль играют и механические повреждения. Малейший удар о неровность (тот же вызовет деформацию элемента, из-за чего он не будет нормально функционировать. Мелкая крошка, которая откололась в полости катализатора, запросто забивает мелкие соты. Таким образом, главные признаки забитого катализатора (ВАЗ-2172 не исключение) связаны с невозможностью системы нормально «выпустить» выхлопные газы, из-за чего они застаиваются в приемной трубе и цилиндрах. Это и провоцирует собой большую потерю мощности и повышенный расход топлива.

Что делать, если забит катализатор? Признаки и диагностика элемента своими руками

Существует три способа его проверки. Первый - наиболее эффективный.

Это проверка катализатора при его демонтаже. Крепится он очень просто. Для демонтажа необходимо взять два накидных или рожковых ключа на 13. С одной стороны фиксируем болт, а с другой - вращаем гайку против часовой стрелки. Однако могут возникнуть трудности. Так как нейтрализатор расположен под днищем (не самое чистое место в автомобиле), его крепежные элементы могут попросту заржаветь.

И стандартная WD 40 здесь не спасает. Поэтому в половине случаев приходится брать в руки болгарку и срезать болты. Но это еще не все. Так как нейтрализатор - часть выхлопной системы, работает он при повышенных температурах. Соответственно, его части (одна идет от приемной трубы, вторая - на резонатор) попросту прикипают к соседнему металлу. В таком случае спасают лишь удары молотком. Но это не самое лучшее решение. Как мы уже сказали ранее, от малейших ударов внутренняя часть запросто деформируется. Резать болгаркой остальные элементы для снятия катализатора - тоже не выход. Поэтому получается, что снять этот элемент наружу не так просто. Ну а если катализатор не прикипел, при его успешном демонтаже внимательно осматриваем его на предмет засора - между сеточками должен быть сквозной просвет.

Второй способ

Данный метод диагностики выполняется без механических вмешательств - катализатор остается на своем законном месте. Способ подразумевает измерение давления в системе. Для это в место кислородного датчика вкручивается манометр (иногда требуется сделать переходник) и на разных оборотах двигателя измеряются показания.

При 2,5 тысячи нормальный уровень - 0,3 кгс/см 3 . Если значение меньше допустимого, газы не в состоянии нормально выйти наружу. Из-за этого машина и теряет в мощности. Также диагностику можно произвести при помощи мотор-тестера (наиболее технологичный на сегодня метод). В цилиндр на место свечи вкручивается датчик давления. Затем на разных оборотах коленчатого вала производится анализ осциллограммы. Естественно, все это требует наличия оборудования, поэтому первый способ более знаком нашим автовладельцам.

Удаление элемента

Если у вас забит катализатор (признаки неисправности мы рассмотрели), его нужно заменить на новый.

Однако существует проблема - средняя стоимость новых нейтрализаторов составляет порядка 100 долларов. Поэтому автолюбители попросту удаляют его из системы, устанавливая на его место пламегаситель или проставку в виде обыкновенной трубы. Однако после таких действий обязательно удаляется катализатор из блока ЭБУ (мозгов автомобиля). Считается, что данное действие позволит увеличить мощность и приемистость машины на 5 процентов (за счет лучшей вентиляции отработавших газов).

Итак, мы рассмотрели, почему забит катализатор, признаки неисправности и способы ее решения.

При длительном использовании автомобиля возможны проблемы в работе системы, снижающей токсичность выхлопа. Первые признаки забитого катализатора появляются обычно при пробеге более 150-200 тысяч км. В отдельных случаях это неприятное событие наступает и раньше по самым разным причинам от заводского брака до нарушения правил эксплуатации двигателя.

Рис. 1 – «Устройство каталитического нейтрализатора»

Вместе с тем симптомы неисправности описываемого узла нередко схожи с неправильной работой других систем силового агрегата автомобиля. Возникает вопрос, как точно узнать, забит ли катализатор, и что делать в случае выявления данного дефекта. Статья посвящена разбору причин отказа узла, методам его диагностики и способам устранения поломки.

Признаки забитого катализатора

Одним из основных симптомов неисправности является снижение мощности мотора и заметное ухудшение динамики автомобиля. Проявляется это заметным уменьшением максимальной скорости и вялым разгоном при старте с места от светофора или при обгоне. Существуют и другие признаки, указывающие на неполадки в работе катализатора:

  • Затрудненный старт и холодного, и горячего двигателя.
  • При сильном засорении узла возможен полный отказ силового агрегата.
  • В выхлопе появляется неприятный запах сероводорода (тухлого яйца).
  • Обороты двигателя самопроизвольно уменьшаются или увеличиваются.
Неисправность катализатора может сопровождаться загоранием индикатора Check Engine на панели приборов.
Контрольная лампа включается при внезапном разрушении активного вещества или повреждения проводов, передающих сигнал от одного из двух датчиков. Они установлены перед входным и после выходного патрубка узла и контролируют содержание активного кислорода. При постепенном засорении индикатор не сигнализирует о выходе системы из строя.

Рис. 2 – «Загрязнение и разрушение наполнителя катализатора»

Причины забитого катализатора

Полное название упомянутого узла - каталитический нейтрализатор выхлопных газов, который представляет собой сложную конструкцию. В корпусе из нержавеющей стали находится керамический или металлический носитель с множеством продольных пор малого диаметра называемых сотами. Он устанавливается непосредственно за выпускным коллектором перед резанатором, глушителем и выхлопной трубой.

При больших сроках эксплуатации в порах образуется нагар или происходит их закупоривание твердыми частицами, причинами этого являются:

  • Длительное использование некачественного бензина или дизельного топлива, которое не полностью сгорает в цилиндрах и образует большое количество сажи. Дожиг паров горючего происходит внутри носителя, что приводит к его перегреву и деформации.
  • Особенно недопустимо использование этилированного бензина, тетраэтилсвинца в короткий срок выводит катализатор из строя.
  • Большой угар масла из-за износа маслосъемных колец поршней или маслосъёмных колпачков клапанов.
  • Механическое разрушение наполнителя следствие ударов по корпусу узла о неровности дороги.

Рис. 3 – «Принцип работы нейтрализатора выхлопных газов»

За редким исключением засорение данного устройства происходит в результате длительной эксплуатации неисправного мотора. Потому при появлении первых признаков необходимо проверить, забит катализатор или нет одним из предложенных ниже методов. На ранних стадиях проще устранить дефекты двигателя, а также восстановить функционирование узла.

Как проверить, забит ли катализатор?

Диагностика выхлопной системы может производиться водителем самостоятельно или специалистами автосервиса. Наиболее достоверный способ, позволяющий как проверить катализатор, так и устранить его неисправность - это демонтаж и осмотр узла. Однако этот метод самый сложный и трудоемкий: болты крепление прикипают, и резьбовые соединения не всегда удается раскрутить.

Рис. 4 – «Визуальная проверка катализатора»

Если же в процессе проверки из катализатора, снятого с автомобиля, высыпается порошок, то это говорит о его разрушении. Такой узел однозначно подлежит замене. Если дело не дошло до крайности, то убедиться в засорении сот можно посветив фонариком в одни из патрубков. Если с другой стороны вы не увидите света, значит большинство пор непроходимо для светового луча и выхлопных газов.


Рис. 5 – «Проверка катализатора манометром»

Существуют и иные менее трудоемкие методы проверки каталитического нейтрализатора, которые используются на СТО и водителями:

  • Пытаемся рукой, одетой в перчатку, закрыть выхлопную трубу при этом двигатель должен работать на холостых оборотах. При исправной системе выпуска отработанных газов сделать это не удастся, вы будете явно чувствовать толчки в руку.
  • Измерить давление в выпускном коллекторе при помощи манометра, подсоединенного к штуцеру вместо датчика остаточного кислорода (лямбда зонда) на входе в катализатор. Если данный показатель превысит 0,3 кгс/см2 при частоте оборотов двигателя в 2500 мин-1, значит узел неисправен.
  • Точно определить забитый катализатор можно при помощи мотор-тестера. На место одной из свечей устанавливается специальный датчик давления, показания которого выводятся на осциллограф. Специалисту остается лишь оценить работу двигателя на больших оборотах. Давление в выхлопной системе более 2 кгс/см2 прямо говорит о непроходимости наполнителя.

Выбор метода проверки каталитического нейтрализатора остается на усмотрение автовладельца. При этом следует заметить, что наиболее достоверными являются демонтаж и визуальный осмотр узла и диагностика при помощи мотор-тестера.

Рис. 6 – «Проверка катализатор осциллографом мотор-тестера»

Можно ли ездить с забитым катализатором?

Последствия от эксплуатации автомобиля с серьезной неисправностью выхлопной системы бывают достаточно тяжелыми. Необходимо напомнить, что при выходе из строя катализатора наблюдается:

  • Повышенное содержание вредных веществ в отработанных газах.
  • Происходит значительное падение мощности двигателя.
  • Из-за повышения сопротивления выхлопного тракта существенно возрастает расход топлива, что влечет за собой увеличение эксплуатационных расходов.
  • При длительном использовании автомобиля с забитым катализатором в какой-то момент двигатель просто не заведется или того хуже заглохнет во время движения.

Наибольший вред причиняется двигателю в случае разрушения наполнителя катализатора. Образующиеся при этом твердые частицы могут попасть в цилиндр между его внутренней поверхностью и движущейся деталью - поршнем. В результате на зеркале образуются задиры, устранить которые можно только в процессе капитального ремонта шлифовкой с последующим хонингованием.

Что делать, если катализатор забитый?

Как понятно из вышеперечисленного игнорирование неисправности чревато большими неприятностями. Возникает резонный вопрос, что делать, если катализатор забит и это установлено абсолютно точно. Возможных выходов из такой ситуации имеется несколько:

  1. Попытаться очистить наполнитель от нагара и твердых частиц. Существуют разные способы, описание которых выходит за рамки данной статьи. Другой вопрос, что эффективность их вызывает большие сомнения. Они применимы только на самой начальной стадии процесса, когда еще нет никаких признаков засорения узла, и никто не задумывается о возможной неисправности.
  2. Удаление из корпуса наполнителя и установка пламегасителя и эмуляторов вместо датчиков остаточного кислорода. В таком случае вы на всегда забудете о неисправностях катализатора, но это вмешательство в конструкцию выхлопной системы легко выявляется при помощи газоанализатора, и вам будет грозить штраф за загрязнение окружающей среды.
  3. Замена каталитического нейтрализатора новым. Это самый дорогой вариант - приобретение и установка узла обойдется от 9 до 17 тыс. рублей в зависимости от марки автомобиля.

Существуют так называемые спортивные катализаторы, которые, по отзывам специалистов и автовладельцев дают прирост мощности до 10%. Используемые в качестве наполнителя активные элементы позволяют с легкость уложиться в жесткие требования действующих нормативов Евро-4 и даже Евро-5.

Рис. 7 – «Замена каталитического нейтрализатора на автомобиле»

Заключение

Неисправный каталитический нейтрализатор, не только досадная помеха не позволяющая разогнать автомобиль и являющаяся причиной сложностей с запуском двигателя. Длительная эксплуатация машины с дефектным узлом наносит вред окружающей среде и может привести к поломке деталей цилиндропоршневой группы силового агрегата. Избежать всего этого позволит только своевременный ремонт и обслуживание регулярное и квалифицированное в процессе эксплуатации.

Катализатор восстановить практически невозможно. Вместе с тем можно сохранить его ресурс, если использовать качественное топливо и выполнять требования руководства по использованию. Машину, оснащенную данной системой нельзя заводить с буксира, долго крутить двигатель стартером и проверять работу цилиндров путем отключения свечей зажигания. Необходимо помнить, что вспышка топливно-воздушной смеси в нейтрализаторе приводит к разрушению наполнителя.

Вопрос от пользователя

Здравствуйте.

Помогите определиться с одной проблемой: у меня каждый день все меньше и меньше свободного места на системном диске, где установлена Windows 10 (локальный диск C:\).

Можно ли как-то ограничить аппетиты моей системы, и вообще, как узнать, куда пропадает место на диске, есть ли специальные утилиты для этого. Заранее благодарю!

Доброго времени суток!

Знакомая проблема. Смотришь сегодня на жестком диске пропало 2 ГБ, завтра - еще 2-3 ГБ, через недельку - нет уже 10 ГБ... Невольно начинаешь задумываться, а что будет через месяц - вообще свободного места не останется?

Наверное, стоит сразу сказать, что подобное редко происходит из-за вирусов, чаще - из-за определенных настроек самой ОС Windows: избыточного количества точек восстановления, из-за кэша браузеров, различного "мусора", который скапливается на системном разделе. В этой статье расскажу, как от него избавиться и освободить место на диске.

В помощь!

Возможно вам будут интересны утилиты для очистки Windows от мусора -

По умолчанию в системе Windows включено создание (кроме, пожалуй, Windows 10, да и то если не касаться темы сборок) . Так вот, эти точки восстановления могут отнять до 12% места на жестком диске (причем, на каждом его разделе!). Согласитесь, если у вас системный раздел жесткого диска с Windows, скажем, на 200 ГБ - то отдавать примерно 25 ГБ на точки восстановления - слишком уж много?!

Примечание : я не призываю совсем работать без точек восстановления, но поубавить пыл ОС вполне можно. Тем более, важно не количество точек - а качество.

И так, чтобы настроить место под точки восстановления, откройте: и откройте вкладку (скрины ниже в помощь) .

Далее выберите свой жесткий диск в разделе "Доступные диски" и нажмите кнопку "Настроить" (примечание : напротив вашего системного диска "C:\" - будет гореть значок Windows ) .

Затем передвиньте ползунок и ограничьте используемой дисковое пространство для защиты системы (если используете сторонние программы для бэкапа - можно вообще отключить всю эту защиту) .

Примечание : кстати, под ползунком, регулирующим использование диска, есть кнопка для удаления старых точек восстановления. Можете воспользоваться ей для очистки и высвобождения места на жестком диске.

Файл подкачки и файл для гибернации (hiberfil.sys)

Про файл подкачки (pagefile.sys)

Чем больше программ вы запускаете (и чем они требовательнее) - тем больше оперативной памяти они потребуют. Наступает такой момент, когда оперативная память занята, а требуется еще "кусок места". Чтобы не зависнуть - Windows использует место на жестком диске, куда отправляются наименее активные и нужные данные. Используется для этого специальный файл - называют его файл подкачки (сумбурно объяснил, но думаю широкой аудитории будет понятно) .

Так вот, по сути этот файл нужен для расширения вашей оперативной памяти. Этот файл, обычно, раза в 2 больше, чем размер вашей ОЗУ. Таким образом, этот файл может отнять значительное место на диске.

Как проверить сколько занимает места файл подкачки и как его настроить

Для этого нужно открыть панель управления Windows по следующему адресу: \Система и безопасность\Система .

Затем во вкладке "Дополнительно" откройте параметры быстродействия (см. скриншот ниже).

В большинстве случаев рекомендуется установить галочку на против пункта "Автоматически выбирать объем файла подкачки". Правда, иногда система чересчур уж больно много отнимает места - в этом случае выставите объем в 1,5-2 раза больше, чем размер вашей ОЗУ. Этого места будет достаточно для нормальной работы Windows.

Примечание : многие ошибочно полагают, что чем больше места они отведут под виртуальную память - тем быстрее будет работать их ПК. Это настоящее заблуждение!

Дело в том, что скорость считывания информации с жесткого диска намного меньше, чем с оперативной памяти. Поэтому файл подкачки используется для приложений, которые в данный момент не используются вами.

Про файл для гибернации и спящего режима (hiberfil.sys)

Чтобы быстро "пробудить" компьютер и начать с ним работу - есть спец. режим гибернации (в нем все содержимое оперативной памяти записывается в спец. файл hiberfil.sys (расположен на системном диске) ).

Благодаря этому, после включения ПК - он за считанные секунды может всё восстановить из этого файла и вернуть компьютер в прежнее состояние, как будто его и не выключали.

Но за все приходится "платить" - файл hiberfil.sys занимает достаточно много свободного места на диске. Если вы не пользуетесь этим режимом выключения ПК - то его можно "удалить". Для этого откройте командную строку и впишите команду powercfg -h off (скриншот ниже).

Скопление временных и мусорных файлов. Чистка диска

Как бы вы аккуратны не были - со временем, на любом жестком диске начинает скапливаться разного рода "мусор": файлы от старых удаленных приложений, временные файлы, использовавшиеся в процессе установки, кэш браузеров, пустые папки, неверные ярлыки и т.д.

Всё это "добро", со временем, начинает серьезно сказываться на производительности вашей системы в целом...

Наиболее качественную очистку Windows от мусора обеспечивают спец. утилиты. О них я рассказывал в одной из своих прошлых статей, ссылка ниже.

В помощь! Лучшие программы для очистки компьютера от мусора -

Очистка диска от мусора / Утилита "Ускоритель компьютера"

В Windows есть и свой инструмент для чистки диска. Для его запуска нужно сначала открыть "Этот компьютер" ("Мой компьютер"), после перейти в свойства нужного диска и нажать кнопку "Очистка диска" (см. скриншот ниже) .

Затем указать галочками на против данных, которые вы разрешаете программе очистить на вашем диске. Например, файлы журнала установки, временные файлы интернета, автономные веб-странички и пр. Кстати, обратите внимание, что чистильщик сообщает вам, сколько всего можно высвободить места (на скрине ниже - до 314 МБ) .

Выбор, что очищать: какие файл удалять

Кстати, не могу не отметить , что есть спец. утилиты, способные не только удалять мусор, но и конфигурировать систему так, чтобы ваш ПК работал с максимальной производительностью. На мой скромный взгляд, одна из лучших в своем роде - это Advanced SystemCare (даже в бесплатном варианте своей работы).

Например, во время анализа моего диска в Windows (во время написания статьи) - эта утилита нашла аж 16 ГБ мусорных файлов! Кроме этого проверяются элементы загрузки, проблемы конфиденциальности, ошибки ярлыков, вредоносное ПО, проверяется системный реестр. В общем, настоящий комбайн!

Чистка диска в Advanced SystemCare - найдено 16 ГБ мусора!

Анализ занятого места на диске: как найти большие файлы и папки

Вот бывает уже все выполнил: очистил Windows от мусора, проверил все файлы и папки вручную, посмотрел установленные программы и игры - но ничего подозрительного нет, а место свободного мало (оно куда-то пропало, но вот куда?)!

В этом случае можно воспользоваться специальными утилитами, которые помогут построить диаграмму занятого мета на диске, и вы визуально и быстро сможете найти наиболее большие папки и файлы. Ну а уж с найденными папками сможете решить сами, что делать: удалять или оставить...

На мой скромный взгляд, весьма неплохая утилита для этого дела - WinDirStat .

Простая и удобная утилита для оценки занятого и свободного места на жестком диске. Утилита в считанные минуты построит Вам удобную диаграмму, по которой можно быстро найти файлы и папки, занимающие значительное место (всё то, о чем вы давно забыли, или даже не знали!).

Что еще подкупает в программе: так это встроенный инструмент удаления папок и файлов. Только будьте осторожны: утилита видит скрытые и системные файлы, и вы можете легко удалить нужные для работы системы данные. Прежде, чем удалить тот или иной файл - узнайте о нём!

В качестве примера, приведу скрин моего проанализированного диска.

WinDirStat - оценка занятого места на диске

Как видно, показано сколько места занимают те или иные папки, какие файлы в них и пр. Внизу приведена диаграмма, щелкнув по области определенного цвета - вы увидите файл, который был представлен. Разумеется, анализ лучше всего начинать с самых больших областей диаграммы.

В помощь!

Чем забит мой жесткий диск (или куда пропало свободное место на HDD) [Анализ диска] -

На этом у меня все, надеюсь на вашем жестком диске перестало быть тесно и появилось свободное место!

Похожие публикации