Удар по струнам - теория музыки

Rating 4.79 (7 Votes)

В нотных записях гитарных партий можно встретить обозначения, указывающие направление удара по струне. Следовать ли этим рекомендациям - решать музыканту. Не смотря на то, что наш сайт не является самоучителем игры на гитаре, мы считаем нужным остановиться чуть подробнее на этой теме, чтобы был ясен смысл этих знаков.

Немного теории. Условимся, что левой рукой гитарист зажимает струны, а правой - извлекает звуки. Говорят, что правой рукой (гитарист, скрипач и т.д.) музыкант играет. Именно играет. За эмоциональность игры отвечает именно правая рука музыканта, играющего на струнных инструментах.

Способов извлечения звуков в арсенале гитариста довольно много. Мы говорим в данной статье о тех способах игры, когда правая рука не бьёт по нескольким струнам, а извлекает звуки из вполне определённых струн. Например, игра перебором, либо соло пальцами или медиатором.

В случае игры пальцами, обычно большой палец дёргает струну сверху, а остальные пальцы - снизу. Если нужно сыграть что-то довольно быстрое, то играют указательным и средним пальцами, как бы «бегут» пальцами, дёргая струны снизу. Вариантов много, мы только обратили внимание на то, что чаще всего большой палец дёргает струну сверху, остальные пальцы - снизу. Конечно, бывают исключения.

При игре медиатором, струну дёргают как сверху, так и снизу. Удар сверху сильнее, нота легче акцентируется, поэтому сильные доли играют ударом медиатора сверху. Быстрые партии играют, как правило, чередуя удары сверху и снизу.

Обозначение направления удара по струне

Направления ударов по струнам (сверху или снизу) обозначаются под нотами следующим образом:

Если группы нот повторяются, либо очень похож ритмический рисунок, то достаточно указать направления ударов медиатором в начале рисунка, а повторы можно опустить. Давайте рассмотрим хороший пример, в котором заодно вспомним и некоторые другие элементы нотного письма. Итак, пример:

В.Монти, «Чардаш»

На рисунке изображена часть знаменитого произведения «Чардаш» Витторио Монти. При прослушивании, вы услышите более длинный фрагмент, чем изображён на партитуре. Очень уж красивая музыка:)

Знаками обозначены удары медиатором сверху вниз. Обратите внимание - на сильных долях (начала и середины тактов) удары именно сверху вниз.

Знаками обозначены удары медиатором снизу вверх. Обратите внимание - удары и в большинстве случаев чередуются. Встречаются 2 удара подряд там, где необходим удар на сильной доле. Посмотрите предпоследний такт: два удара подряд для того, чтобы первая нота последнего такта (сильная доля) была взята ударом (сверху вниз).

11 и 12 такты не содержат знаков и . Почему? Ответ такой: предыдущие два такта содержат такой же ритмический рисунок, а на нём уже показаны направления ударов. В принципе, достаточно было в 9 такте на первом ритмическом рисунке (первые 4 ноты 9-го такта) указать направления ударов. Но мы растянули на 2 такта.

Повторение - мать ученья!

Пользуясь хорошим примером, давайте вспомним и другие элементы нотного письма:

  • Размер произведения: две четверти.
  • Произведение играется довольно быстро, поэтому автор облегчил нам чтение нот: мы видим обозначения для пальцев левой руки (цифры рядом с нотами). Не стоит слепо следовать советам по расстановке пальцев, но прислушаться надо. По крайней мере понять, что имел ввиду автор.
  • Обозначений для пальцев правой руки нет. Почему? Потому, что играем медиатором.
  • Знаки альтерации. Есть случайные диезы, а также бемоль при ключе (на ноте «си»). Раз бемоль при ключе, то вместо всех нот «си» следует играть «си-бемоль». Действие случайных знаков альтерации (у нас это диезы) распространяются только на один такт.
  • В начале второй строки нотного стана стоит цифра 7. А в начале третьей строки - цифра 12. Это номер такта, с которого начинается строка. Так проще ориентироваться.
  • Обратите внимание на репризу - она охватывает собой всю изображённую часть произведения. Значит, следует играть два раза.

В своей игре и аранжировках я использую разные удары пальцами по струнам. Приемы эти не относятся к стандартным в классической гитарной школе, описания и классификации в учебно-методической литературе нет.

Меня самого никто этим приемам не учил, что-то изобретал сам, что-то взял у других гитаристов с видео.

Основные виды я опишу в этой статье.

1. Мелобит

Это название придумал сам, для себя и для своих учеников. Суть приема в следующем: совмещается удар по струнам с мелодической нотой. То есть прием имеет тройную функцию в гитарной фактуре: ритмическую, гармоническую и мелодическую.

Может исполняться любым пальцем по направлению вниз. Но чаще всего играю пальцем m.

При этом важно соблюдать следующее условие:

Удар нужно остановить на мелодической струне, чтобы прозвучала мелодическая нота. Его играть несложно, если мелодическая нота находится на первой струне. Тогда удар можно делать "навылет", почти не контролируя силу.

Во много раз сложнее правильно исполнить этот удар, если мелодическая нота находится на второй или третьей струне. В этом случае, палец должен не доходить до конца, а останавливаться между струнами, упираясь в нижнюю.

Например, мелодическая нота аккорда находится на второй струне. В этом случае нужно произвести удар так, чтобы палец после удара уперся в первую струну, не зацепив её. Ошибкой же будет, в этом случае, удар "навылет". Потому что потеряется мелодия на второй струне, первая заглушит.

В видео ниже я показываю как исполняется мелобит для первой, второй, и третьей струны. Показываю в медленном темпе, поэтому здесь не совсем удар. Но начинать отрабатывать нужно именно с такой скорости, чтобы максимально проконтролировать движение. По мере отработки можно увеличивать скорость и резкость удара.

После одиночных ударов идет иллюстрация базового упражнения для отработки мелобита в фактуре. Комбинаций может быть множество, это просто базовое упражнение.

Так как прием нестандартный, в нотных редакторах не предусмотрено для него обозначение. В некоторых аранжировках я обозначал его "MB". В программе GuitarPro 6, в которой я набираю ноты, нет возможности обозначить этот удар стрелкой в нотах. Эта стрелка есть в табах, а в нотах просто аккорд, без обозначений. Тут надо смотреть по моему видео, каким образом я исполняю аккорды, потому что обозначений может и не быть вовсе.

2. Аккомпанирующий удар


Простой аккомпанирующий удар по средним струнам. Средним между текущей мелодической и басовой. Особой точности не требует, так как он аккомпанирующий, в нем нет мелодической ноты, которая четко должна прозвучать. Также производится одним из пальцев ima.

Главное, за чем нужно следить, чтобы при ударе случайно не задеть мелодическую струну, которая в это время может звучать. То есть удар производить именно по средним струнам аккорда между басом и мелодией.

Иллюстрация этого удара в разных вариантах:

3. Приглушенный удар

Удар по приглушенным струнам. Его можно исполнять множеством способов. Основных видов два: Одной правой рукой, которая одновременно и ударяет и глушит, или с помощью левой, которая приглушает струны. Найдите свой способ, который будет удобен именно вам. Тут главное результат - просто щелчок, пустой удар.

Как и в случае с аккомпанирующим ударом, тут важно не заглушить мелодическую струну, если она должна звучать. Обратите внимание как я это делаю в видео ниже. Ударяю по средним струнам, а мелодическая остается звучать.

Перкуссивная игра на акустической гитаре популярна уже очень давно.

Неудивительно, ведь гитара — это, по сути, барабан с натянутыми на него струнами. (На корпус — родственника гитары — даже натягивают барабанный пластик.)

В восьмидесятые годы, благодаря Майклу Хеджесу (Michael Hedges) и другим гитаристам, усилился интерес к перкуссивному звучанию прогрессивной акустической гитары в альтернативных строях.

Неважно, в каком стиле вы играете на акустической гитаре — хлопки, легкие удары и удары посильнее и другие виды «рукоприкладства» всегда разнообразят вашу игру и сделают ваше выступление значительно интереснее.

Сегодня вы узнаете, как воспользоваться дополнительными возможностями акустической гитары в области перкуссивного звучания. Я покажу вам, как удары по корпусу гитары могут украсить риффы и грувы самых разных типов, исполняемые традиционным способом.

В свое время я увлекся этой техникой по двум причинам. Во-первых, мои родители запретили мне играть на ударных из-за того, что этот инструмент производит слишком много шума (можно сказать, что в душе я — барабанщик).

Во-вторых, когда я только начал карьеру гитариста, я не мог позволить себе нанять сессионных музыкантов, а то, что я извлекал из акустической гитары традиционным путем, меня не удовлетворяло. Поэтому я начал развиваться в сторону перкуссивного звукоизвлечения на гитаре, играя на ней как на барабане, чтобы звучание напоминало нечто вроде ритм-секции. Можно сказать, что я создал собственную «карманную группу».

Если мне кажется, что какая-либо композиция требует более детальной ритмической пульсации, я просто начинаю барабанить по корпусу гитары пальцами, а уже потом прибавляю к этому струны. Причем чаще всего я играю в альтернативном строе.

Конечно, это касается далеко не каждой песни, да и я никогда не стремился достичь каких-то особенных высот в этой области. Моя цель — передать ощущение игры целой группы. В процессе написания музыки я стремлюсь встраивать в свою игру абсолютно разные типы звучания. Конечно, такая техника не заменит живого барабанщика, но те приемы, которые я покажу вам, могут значительно обогатить ваш ритмический грув. Достигнуть такого результата стандартным способом игры не получится.

Основные удары на перкуссивной гитаре

Начнем с краткого экскурса в детали барабанной установки и поговорим о том, как добиться чего-то подобного на гитаре. Основные составные части установки — это бас-бочка, рабочий барабан и хай-хэт. Они-то и понадобятся нам в первую очередь. Затем мы коснемся вариантов строя, которые могут значительно облегчить перкуссивную технику игры. И в завершение разберем несколько музыкальных примеров для наглядности.

  • Бас-бочка

Наиболее близкое к бас-бочке звучание достигается ударом по трем нижним струнам вытянутым средним пальцем звукоизвлекающей руки прямо у бриджа (см. Фото А ). Если вы планируете пользоваться этим приемом на выступлении, предварительно посвятите техника в ваши планы, чтобы он добавил чуть больше низких частот. Тогда эффект будет еще реалистичнее.

При записи полезно объединить прямой сигнал от гитарного звукоснимателя с сигналом от микрофона, потому что микрофон сможет уловить больше низких частот. Иногда я использую также сэмплы бас-бочки, чтобы еще уплотнить грув. (Я же вам говорил, что хотел стать барабанщиком!)

Еще один полезный совет: если вы играете линию баса на нижних струнах, ее можно объединить с симуляцией бас-бочки, извлекая ноты тем же средним пальцем. Так ваш виртуальный басист и барабанщик будут всегда работать слаженно.

  • Рабочий барабан

Эффекта рабочего барабана на акустической гитаре можно добиться несколькими способами. Все они предполагают удар по корпусу гитары, за счет чего вы получите звук выше, чем тот, о котором мы говорили только что в разделе «бас-бочка». Ударять можно по разным местам корпуса.

Я обычно выбираю места в зависимости от того, что конкретно моей руке приходится играть в данный момент. Рабочий барабан у меня чаще всего располагается в верхнем углу корпуса. Я ударяю по этому месту средним пальцем звукоизвлекающей руки (см. Фото B ).

Естественно, можно пользоваться и другими пальцами. Выберите наиболее удобный для вас вариант.

То, как вы ударяете, тоже влияет на звучание. Например, если вы бьете внутренней стороной фаланги, вы получаете довольно звонкий звук. Если вы бьете подушечкой пальца, удар будет более мягким. Второй вариант более предпочтителен для записи или усиления на выступлении, когда следует сглаживать все резкие места.

На записи я иногда прибегаю к любым подручным средствам, дающим эффект приглушения. Это может быть салфетка, приложенная к корпусу (наподобие того, как барабанщик кладет полотенце на рабочий барабан, чтобы приглушить его, а соло-гитарист наматывает носок перед верхним порожком, чтобы подавить вибрацию струн при записи соло). Если вам претит сама идея прикладывания чего-либо к вашей дорогостоящей или просто любимой гитаре, возьмите для этих целей инструмент похуже.

Если у вашей гитары нет катавея (выреза в корпусе у грифа), в качестве рабочего барабана лучше использовать противоположный угол корпуса (под грифом). До него можно легко дотянуться левой рукой, если ваша правая рука временно занята.

Это напоминает игру на конго и требует некоторой находчивости, ведь любой грув предполагает определенные ограничения. Может случиться так, что именно для того грува, который вы сейчас играете, лучше всего подходит высота звука, достигаемая ударом по другому месту корпуса, поэтому нужно исходить из конкретной ситуации. Удар по обечайке (любой рукой) дает более высокий звук, сходный с тем, что получается при ударе по конго около обода. Я часто делаю так, когда хочу получить звук, похожий на удар барабанной палочкой о другую палочку.

Еще один интересный вариант — удар пальцами левой руки по задней стороне грифа. Он похож на то, что получается, когда барабанная палочка отскакивает от рабочего барабана (Фото C ).

Этот звук малозаметен, но для грува он может иметь решающее значение. Убить двух зайцев одним выстрелом можно, извлекая ударом на одной или нескольких струнах в тот момент, когда требуется звучание рабочего барабана.

Конечно, это влияет на движения левой руки, потому что зажимать струны приходится с верхней стороны грифа, наподобие игры на пианино.

Играя так, я извлекаю на открытых верхних струнах и зажимаю левой руки на двух или трех нижних струнах (см. Фото D ). Также я пользуюсь средним пальцем левой руки, чтобы симулировать звучание рабочего барабана (см. выше). Это дает эффект игры на ударной установке.

Но это еще не все. Многие гитаристы не уделяют должного внимания важному фактору — собственному голосу. Его можно использовать как седьмую струну. Преимущество в том, что эта «струна» абсолютно независима и никак не связана с гитарой.

Звучание открытых струн не меняется, а мелодии голосом могут свободно двигаться. Кроме того, так вы можете донести смысл композиции до слушателя, выразив его словами. Это переносит вас в сферу написания песен. В общем-то, это и есть главная причина, по которой я играю.

Многие гитаристы не так уверены в собственных возможностях в области пения. В этом случае можно попробовать, например, свистеть. Благодаря Эндрю Берду (Andrew Bird) и другим музыкантам, эта практика вновь набирает популярность. Попробуйте также просто мычать или играть на губной гармошке, используя специальный держатель для губной гармошки, в стиле Боба Дилана (Bob Dylan). Все, что поможет вам выразить то, что творится в вашей голове, имеет право на существование.

Практика на перкуссивной акустической гитаре

Как же все это работает на практике?

Рифф для перкуссивной гитары

На РИС. 1a вы видите двухтактный рифф из моей композиции “1000 Miles”. Он исполняется в строе CADGAD. Этот строй мне очень нравится, ведь он значительно увеличивает диапазон между шестой и первой струнами.


Такой рифф в стиле R&B — отличный пример перкуссивной техники игры на акустической гитаре.

Благодаря относительно медленному темпу, вы можете отработать новые для себя приемы. Линии баса и бас-бочки в данном случае объединены в одно и извлекаются большим пальцем (вам придется также сделать пару ). Символом «Х» в табулатуре обозначены удары по «рабочему барабану». Они приходятся на вторую и четвертую доли. В это время басовые ноты продолжают звучать.

РИС. 1b базируется на груве из баса и барабанов и показывает нам мелодические фразы в верхнем регистре на высоких струнах. В данном случае мы играем на «рабочем барабане» обеими руками. Особенно это касается третьей доли второго такта, где я пользуюсь временно свободной левой рукой в этих целях (эти места обозначены на табулатуре символом «Х»). А правой рукой я ударяю по открытой первой струне.

Обратите внимание на комбинацию из хаммер-она и на первой струне в конце первого такта. Это нужно для того, чтобы (Jimmy Page) (а ля “Dancing Days”).

Исследуя эти возможности, вы откроете для себя много нового и научитесь комбинировать мелодию с ритмическим грувом. Подобный рифф станет отличным аккомпанементом для вокала или другого инструмента. Также это может быть основой целой секции какой-либо композиции, например, куплета.

Еще один рифф для перкуссивной гитары

РИС. 2 представляет собой отрывок из моей композиции “Springtime”. Он исполняется в строе DADGAD . Гитара при этом лежит на коленях струнами вверх. Играя первые два , я пользуюсь техникой игры на «бас-бочке», о которой мы говорили выше. Затем я играю боем, проводя ногтями звукоизвлекающей руки по струнам и продолжая линию «бас-бочки».


Здесь мы также встречаем технику «рабочего барабана» (эти места обозначены символом «Х» на верхних линиях табулатуры) и натуральных флажолетов (N.H.) на двенадцатом ладу (вообще, это четырнадцатый лад, ведь мы играем с каподастром). Флажолеты я извлекаю быстрыми ударами вытянутым средним пальцем правой руки по струнам прямо над порожком лада.

Это не так просто записать в виде табулатуры, поэтому обязательно посмотрите видео внизу. Потренировавшись немного, вы заметите, что ничего сложного в этом нет. Важно создать плотный грув, на фоне которого можно петь или играть на губной гармошке. (В данном случае я делаю и то, и другое.)

Как только вы начнете пользоваться возможностями гитары как «ударного инструмента», вы обнаружите много других, «внешних», способов. Тамбурины, специальные приспособления для игры ногами и другие не менее интересные вещи всегда могут помочь вам реализовать ваши музыкальные идеи. Я думаю, не стоит игнорировать их. Особенно если пользоваться ими с умом.

В этой статье я постарался как можно проще рассказать о своем подходе, чтобы другие музыканты тоже смогли обогатить свой арсенал этими приемами и научились играть на перкуссивной акустической гитаре, как на барабане.

Если Вам понравился этот урок, подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить не менее интересные уроки гитары.

Приветствую вас, уважаемый гитарист, скорее всего, если вы интересуетесь сегодняшней темой, а именно – вопросом о том, как правильно производить глушение струн на электрогитаре или, обычной гитаре, — акустической гитаре, то, скорее всего, вы – начинающий гитарист. Данная тема является очень востребованной среди начинающих гитаристов, ведь глушение придает звучанию аккордов и песен более яркие оттенки, вносит в них разнообразие.

Что же такое глушение? Глушение – специальный прием игры на гитаре имитирующий ударные инструменты. С помощью глушения гитарист, как правило, создает ритмичный рисунок гитарной композиции, при помощи ударов по струнам или по деке гитары .

Конечно, в тексте довольно сложно описать процесс глушения, но я, все таки, попробую справиться с этой задачей. Также, ниже по тексту вы можете ознакомиться с видео-уроком на данную тему, возможно, вы лучше воспримите информацию из видео.

Также, глушение очень часто используют гитаристы исполняющие “тяжелую” музыку . Практически все известные гитарные риффы исполняются с использованием глушения. Так что, если вы собираетесь играть на своей электрогитаре тяжелые гитарные риффы, то информация из сегодняшнего урока – обязательна для изучения.

Техника

Для начала давайте сожмем кулак правой руки (руки, которая выполняет глушение) так, чтобы он идеально подходил для того, чтобы исполнить приглушку :

  • Согните пальцы (все кроме большого) таким образом, чтобы подушечки третей фаланги пальцев были плотно прижаты к подушечкам первой фаланги. При этом суставы, находящиеся в основании пальцев мы не сгибаем, они остаются прямыми;
  • Большой палец сгибаем в районе второй фаланги и плотно прижимаем к внутренней стороне ладони;
  • В результате у вас должен получиться, своеобразный, “полукулак”, именно им вы и будете исполнять технику глушения.

Итак, правая рука готова к глушению, теперь переходим, непосредственно, к его исполнению, делается это следующим образом :

  • Проходим нашим “полукулаком” по струнам сверху вниз приглушая струны. Попробуйте выполнить глушение во время исполнения, каких либо аккордов, это позволит вам понять всю технику исполнения, так сказать, в действии.

Если вам сложно понять, приведенное выше, текстовое описание выполнения данного приема, то ниже вы можете посмотреть видео-урок, ознакомившись с которым, я уверен, возникшие вопросы отпадут сами собой.

Упражнения

Для того, чтобы научиться качественно и правильно делать глушение, рекомендую вам, регулярно, выполнять следующее упражнение :

  • Возьмите любой аккорд на гитаре (какой вам удобнее, при выполнении упражнения это роли не играет);
  • Проведите два раза пальцами по струнам сверху вниз (т.е. просто сыграйте аккорд два раза);
  • После того, как сыграете аккорд на гитаре два раза, сделайте глушение;
  • Повторяете вышеописанное действие циклично (т.е. по кругу). Сначала играйте медленно (до тех пор, пока ваша игра не будет ровной), далее увеличивайте темп до тех пор, пока не научитесь выполнять данное упражнение на максимальной скорости.

Видео-урок

Ниже вы можете посмотреть видеоурок, в котором автор рассказывает и показывает — как правильно выполнять глушение. Если у вас появились вопросы после прочтение материала выше, то посмотрев представленный урок, я не сомневаюсь, они отпадут.

На сегодня это все, надеюсь, вы научились хорошо делать глушение на своей электрогитаре или акустической гитаре. Если у вас возникли замечания, мысли или вопросы по представленному материалу, то можете смело озвучивать их в комментариях к этой записи (находятся ниже). Я постараюсь на них ответить как можно быстрее.

Похожие публикации