Ветвления и циклы. Основы PHP. Цикл FOR. Прерывание цикла, continue

Способность управлять программным потоком позволяет делать выборочное выполнение отдельных участков кода, а это весьма ценная особенность программирования. Оператор выбора if позволяет нам выполнять или не выполнять определенные участки кода,в зависимости от того является ли истинным или ложным условие этого оператора. Одно из самых важных назначений оператора выбора if так это то, что он позволяет программе совершить действие на выбор, в зависимости от того, какие данные ввел пользователь. Банальный пример использования if - это проверка введенного пользователем пароля, если пароль правильный, программа разрешает пользователю совершить какое-то действие, если пароль введен неправильный, то программа не позволит пользователю получить доступ к ограниченным ресурсам.

Без условного оператора программа бы срабатывала раз за разом одинаково, независимо от того, какие входные данные поступали от пользователя. Если же использовать операторы выбора, то результат работы программы может быть намного интереснее, так как он будет зависеть напрямую от входных данных пользователя.

Перед тем как начать разбираться в структуре оператора if , стоит обратить внимание на такие значения как ИСТИНА и ЛОЖЬ в контексте программирования и компьютерной терминологии.

Истинное значение (ИСТИНА ) имеет значение отличное от нуля, ЛОЖЬ эквивалентна нулю. При использовании операторов сравнения, оператор будет возвращать единицу, если выражение сравнения - истинно, или - 0, если условное выражение ложно. Например, выражение 3 == 2 вернет значение 0, так как три не равно двум. Выражение 5 == 5 оценивается как истинное и вернет значение 1. Если вам сложно это понять, попробуйте сделать вывод на экран этих выражений, например: printf ("%d", 7 == 0);

В процессе программирования, часто приходится сравнивать одни переменные с другими и на основе этих сравнений управлять программным потоком. Есть цэлый список операторов, который позволяет выполнять сравнения, вот он:

Скорее всего вы знакомы с этими операторами сравнения, но на всякий случай, я показал их в таблице выше. Они не должны быть сложными для вашего понимания, большинство из этих операторов вы изучили в школе на уроках математики. Теперь вы понимаете, что такое ИСТИНА и ЛОЖЬ , пора испытать оператор выбора if в бою. Структура if:

If (условное выражение) // тут располагается один оператор, который выполнится, если условное выражение - истинно

Вот вам простой пример использования оператора if:

If (7 > 6) printf("Семь больше шести");

В этом примере программа оценивает условное выражение — «семь больше шести?» Чтобы увидеть результат работы этого фрагмента кода просто вставьте его в функцию main() и не забудьте включить заголовок stdio.h , запускаем программу и видим результат - true . Конструкция оператора выбора if c фигурными скобочками:

If (TRUE) { /* весь код который помещен внутрь скобок - выполнится */ }

Если не использовать фигурные скобочки, то к телу оператора if будет относиться только один, первый оператор. Если же необходимо управлять несколькими операторами, то необходимо поместить их в фигурные скобочки. Я рекомендую всегда ставить скобки, после объявления if - это хороший тон программирования и вы никогда не запутаетесь в своем коде, так как такое объявление наиболее понятное.

Оператор else

Иногда, когда условное выражение - ложное, было бы удобно, чтобы выполнялся некоторый код, отличный от того кода,который выполняется при ИСТИННОМ условии. Как же это делается?
Вот пример использования оператора if else:

If (TRUE) { /* выполняется этот код,если условие истинно */ } else { /* выполняется этот код,если условие ложно */ }

Конструкция else if

Обычно операторы else if используют, когда необходим множественный выбор, то есть например определены несколько условий, которые одновременно могут быть истинными, но нам необходимо только одно истинное условное выражение. Вы можете использовать оператор if else сразу после оператора выбора if , после его тела. В таком случае, если условие первого оператора выбора - ИСТИННО , тогда конструкция else if будет игнорироваться, тогда как в противном случае, если условие первого оператора выбора - ЛОЖНО , начнет выполнятся проверка в конструкции else if . То есть если условие одного оператора if будет истинно, то другие проверяться не будут. Теперь чтобы все это хорошо закрепить в голове и понять, давайте рассмотрим простой пример с использование конструкций операторов выбора.

#include #include int main() { int age; // без переменной никак... printf("Сколько вам лет? "); // спрашиваем пользователя о его возрасте scanf("%d", &age); // ввод пользователем количества лет if (age < 100) { // если введенный возраст меньше 100 printf ("Вы очень молоды!\n"); // просто показываем что программа сработала верно... } else if (age == 100) { // используем else для примера printf("Молодость уже позади\n"); // \n - символ перевода на новую строку. } else { printf("Столько не живут\n"); // если ни одно из выше-перечисленных условий не подошло, то программа покажет этот вариант ответа } return 0; }

Рассмотрим интересные условные выражения с использование логических операторов.

Логические операторы позволяют создавать более сложные условные выражения. Например, если вы хотите проверить, является ли ваша переменная больше 0 но меньше 10, в таком случае вам достаточно воспользоваться логическим оператором - И. Вот так это делается - var > 0 and var < 10 . В языке СИ есть точно такой же же оператор, только обозначается он иначе — && .
При использовании операторов if часто необходимо проверить несколько различных условий, поэтому очень важно понимать логические операторы OR, NOT и AND. Логические операторы работают точно так же как и операторы сравнения: они возвращают 0, если имеют ложное значение или 1, если логическое выражение - истинное.
Подробнее о логических операциях вы можете прочитать в .

Одним из важнейших инструментов в программировании являются циклы. Они полезны в случаях, когда нужно сделать что-то определённое кол-во раз.

Если будет такая задача, например, вывести на экран строку "всем привет" 1000 раз. То, без использования цикла, во первых это займёт много времени и во вторых, это будет смотреться не очень красиво. Поэтому циклы нужно знать на отлично , потому что они используются очень и очень часто.

В программировании существуют четыре цикла, это while, do-while, for и foreach . Каждый из них имеет свой синтаксис и каждый используется в определённых случаях.

Чаще всего используются циклы for и foreach, затем while, а цикл do-while встречается очень редко.

И начнём мы с цикла while.

Синтаксис цикла while следующий:


Сначала объявляем переменную i, которая является счётчиком и внутри цикла мы этот счётчик инкрементируем. Внутри круглых скобок пишем условие входа/выхода из цикла.

Замечание! Пишите условие выхода правильно, иначе может получиться бесконечный цикл и тогда скрипт зависнет . Такой цикл может получиться, если например, в условие выхода, напишем просто true.

Для примера выведем строку "Всем привет!" 10 раз.

Var i = 0; while(i "); i++; }

Переменная i, может начаться как с 0 так и с 1 или с другого любого числа.

Условие выхода является в тоже время и условием входа. Цикл работает следующим образом: Сначала проверяется если переменная i, меньше 10, и если условие истина, то мы входим в цикл, иначе, нет. В данном случае если переменная i будет равна 30, например, то цикл не выполнится, потому что 30 не меньше 10.

Зашли цикл, вывели строчку "Всем привет", инкрементировали счётчик и опять переходим к условию, где опять проверяем если значение переменной i, меньше 10, то мы входим в цикл, иначе выходим из него. И так происходит до того момента когда условие входа станет лож, то есть значение переменной i будет 10. 10 не меньше 10, поэтому мы уже не входим в цикл, а идём дальше.

Замечание! Не забудьте инкрементировать счётчик (i++), иначе опять же получится бесконечный цикл.

С циклом while разобрались, теперь перейдём к циклу do-while.

Синтаксис цикла do-while следующий:


Разница между циклом while и do-while состоит в том, что цикл do-while может выполниться хотя бы один раз, независимости от условия, тогда как у цикла while если условие лож, то он вообще не выполнится.

Замечание! Как и у цикла while, не забудьте инкрементировать счётчик i.

Перейдём к практике. Для примера посчитаем произведение чисел от 1 до 10.

Var i = 1; var production = 1; do{ production *= i; i++; }while(i

Результатом будет число 3628800. На первом шаге мы сразу вошли в цикл, несмотря на его условие, где выполнилось операция production *= i (это тоже самое что и production = production * 1). Потом инкрементируем счётчик. После инкрементации он имеет значение 2. И в конце проверяем условие, если значение счётчика меньше либо равно 10, то мы идём к следующей итерации цикла, иначе мы выходим из цикла и идём дальше.

Цикл for

Как я уже написал выше цикл for, встречается достаточно часто, поэтому его нужно знать очень хорошо.

Синтаксис цикла for следующий:


Для лучшего понимания решим простую задачу. Допустим нам нужно посчитать сумму чисел от 1 до 1000 с помощью цикла for.

Var summa = 0; for(var i = 1; i

Сохраняем документ, открываем его в браузере и видим, что результат равен 500500.

Замечание! Если в цикле находится только одни оператор, то фигурные скобки использовать необязательно.

Для демонстрации выведем на экран 5 раз, какую то строку, например " Здравствуйте! ".

For(var i = 1; i

Замечание! После выполнения цикла в переменной i, остаётся последнее значение.

Теперь решим задачу чуть по сложнее, например нам нужно вывести строку "Привет" 100 раз. И для того чтобы это все не вывелось в один ряд, то после каждой 10-ой итерации, перейдём на новую строку. И в конце выведем значение переменной i.

For(var i = 1; i <= 100; i++){ document.write("привет!"); if(i % 10 == 0)  document.write("
"); } document.write("

Переменная i = " + i + "

"); // i = 101

Цикл foreach обычно используется для перебора объектов и массивов. Поэтому о нем я расскажу в статье описывающая работу с массивами.

Оператор break предназначен для того чтобы принудительно выйти из цикла.

Оператор continue позволяет прервать текущую итерацию цикла, и перейти к следующей.

Для лучшего понимания, тоже решим простую задачу. Допустим, мы хотим посчитать сумму нечётных чисел с 1 до 20. И когда дойдём до 15-ой итерации, то выйдем из цикла.

Var summa = 0; for(var i = 1; i <= 20; i++){ //Пропускаем текущею итерацию цикла if(i % 2 == 0) continue; summa += i; //Выходим совсем из цикла. if(i == 15) break; document.write(i + ". Итерация
"); } document.write("

summa = " + summa + "

"); //summa = 64

Сохраняем документ, открываем его в браузере и смотрим на результат.

Для тренировки попробуйте изменить написанный скрипт, таким образом, чтобы он посчитал сумму чётных чисел.

На этом заканчивается эта статья. Теперь Вы знаете синтаксис циклов while, do-while, for и как с ними работать . Также познакомились с операторами break и continue .

В этой статье я расскажу о циклах for и while , операторах break и continue , а также о слове else , которое, будучи употребленное с циклом, может сделать программный код несколько более понятным.

Цикл while

While - один из самых универсальных циклов в Python, поэтому довольно медленный. Выполняет тело цикла до тех пор, пока условие цикла истинно.

>>> i = 5 >>> while i < 15 : ... print (i ) ... i = i + 2 ... 5 7 9 11 13

Цикл for

Цикл for уже чуточку сложнее, чуть менее универсальный, но выполняется гораздо быстрее цикла while. Этот цикл проходится по любому итерируемому объекту (например строке или списку), и во время каждого прохода выполняет тело цикла.

>>> for i in "hello world" : ... print (i * 2 , end = "" ) ... hheelllloo wwoorrlldd

Оператор continue

Оператор continue начинает следующий проход цикла, минуя оставшееся тело цикла (for или while)

>>> for i in "hello world" : ... if i == "o" : ... continue ... print (i * 2 , end = "" ) ... hheellll wwrrlldd

Оператор break

Оператор break досрочно прерывает цикл.

>>> for i in "hello world" : ... if i == "o" : ... break ... print (i * 2 , end = "" ) ... hheellll

Волшебное слово else

Слово else, примененное в цикле for или while, проверяет, был ли произведен выход из цикла инструкцией break, или же "естественным" образом. Блок инструкций внутри else выполнится только в том случае, если выход из цикла произошел без помощи break.

>>> for i in "hello world" : ... if i == "a" : ... break ... else : ... print ("Буквы a в строке нет" ) ... Буквы a в строке нет

В этой статье мы продолжим изучать основы PHP и поговорим о циклах и условиях. Первым делом рассмотрим конструкцию IF – ELSE, которая позволяет выполнять определенные действия в зависимости от того, выполняется ли условие или нет. Затем мы перейдем к рассмотрению циклов. Всего будет рассмотрено три конструкции циклов – это циклы WHILE, DO – WHILE и цикл FOR.

Основы PHP. Конструкции IF – ELSE

Конструкция IF – ELSE позволяет выполнять определенные действия в зависимости от того, выполняются ли условия или нет. Данную конструкцию можно широко применять на практике, например, для создания простой защиты какого-то раздела сайта при помощи пароля. Если пользователь вводит правильный пароль, то ему предоставляется доступ в закрытый раздел. В противном случае мы можем выдать ему, например, сообщение об ошибке.

На практике конструкция IF – ELSE имеет следующий вид:

Итак, давайте прокомментируем. Сначала переменным присваиваются значения. Затем ставится условие. Если переменная $a равняется переменной $b, то выполняется код, который находится в первых фигурных скобках. Если условие не выполняется, то все что находится в первых фигурных скобках пропускается и выполняется код, который находится в фигурных скобках после ELSE. Как видите все банально просто и понятно.

Кроме простых условий в PHP можно применять и несколько условий и конструкций IF – ELSE. Для примера давайте рассмотрим следующий код:

"; if ($e != $c) { echo "Переменная Е не равняется переменной С
"; } else { echo "Переменная Е равняется переменной С
"; } } else { echo "Переменные не равны
"; } ?>

Вначале мы присваиваем переменным определенные значения. Затем идут вложенные конструкции IF – ELSE. Как видите в PHP каждая конструкция IF – ELSE может содержать в себе другие такие же конструкции, количество которых, в принципе, не ограничено.

Теперь давайте рассмотрим знаки, которые применяются в условиях.

  • == — в PHP этот знак означает равно . Знак «=» в PHP является знаком присваивания.
  • != не равно , например, $a != $b – переменная $a не равняется переменной $b.
  • and или && — означают И , например, $a != $b && $c != $d – переменная $a не равняется переменной $b и переменная $c не равняется переменной $d.
  • or или || — означают ИЛИ , например, $a != $b || $c != $d — переменная $a не равняется переменной $b или переменная $c не равняется переменной $d.

Итак, с толкованием всех знаков мы разобрались. Теперь давайте приступим к чтению вышеприведенного кода, который словами может быть сформулирован следующим образом:

Если переменная $a равняется переменной $b и переменная $c равняется переменной $d или переменная $e равняется переменной $d, то выводим на экран сообщение «Переменные равны» и делаем перенос строки. Затем делаем еще одну проверку. Если переменная $e не равняется переменной $c, то выводим сообщение «Переменная Е не равняется переменной С» и делаем перенос строки. Если же условие не выполняется, то выводим «Переменная Е равняется переменной С». Если же первое условие не выполняется, то весь код в первых фигурных скобках пропускается и сразу выводится сообщение «Переменные не равны» и делается перенос строки (тег
).

На этом мы заканчиваем рассматривать конструкцию IF – ELSE. Надеюсь, вы поняли всю суть описанного выше и мы переходим к дальнейшему изучению основ PHP – изучению циклов.

Основы PHP. Циклы WHILE и DO – WHILE

Циклы в PHP имеют очень широкое применение, так как позволяют реализовать множество функций, которые присутствуют на каждом динамическом сайте. Одной из самых распространенных задач, которые решаются при помощи циклов есть, например, вывод последних новостей сайта. Вся суть циклов состоит в том, чтобы выполнять определенное действие до тех пор, пока выполняется условие. Для примера решим задачу по вычислению суммы чисел от одного до 10. В данном случае количество чисел может быть любым, но в качестве примера возьмем число 10, так как в этом случае проще будет проверить результат.

Для решения этой задачи будет использован цикл WHILE . Код для вычисления суммы чисел от одного до десяти будет следующим:

Первым делом мы заводим переменные $s (сумма) и $i (счетчик) и присваиваем им значения. Затем мы прописываем цикл WHILE, в условии которого указываем, что цикл нужно выполнять до тех пор, пока переменная $i (счетчик) будет меньше или равно 10. В тело цикла прописываем значение переменной $s и увеличиваем счетчик $i на единицу. Делается это при помощи двух знаков + ($i++) или простым добавлением единицы ($i = $i + 1). Значение счетчика нужно изменять в обязательном порядке во избежание зацикливания (бесконечное выполнение цикла).

Теперь давайте рассмотрим, как же выполняется программа. Сначала мы присваиваем значение переменным. Затем в цикле проверяется условие. Если оно выполняется, то выполняется код, который находится в теле цикла (в фигурных скобках). После выполнения тела цикла и увеличения значения счетчика, снова проверяется условие и, если оно выполняется, цикл опять повторяется. Повторение цикла будет происходить до тех пор, пока будет выполняться условие. После отработки цикла результат выводится на экран при помощи оператора вывода Echo. Более подробно о переменных и операторах вывода вы можете ознакомиться в статье « ».

Аналогичным образом работает и цикл DO – WHILE. Единственное отличие здесь в том, что проверка условий выполняется после выполнения цикла. Таким образом, выполнение цикла в любом случае произойдет минимум один раз. На практике цикл DO – WHILE выглядит следующим образом:

Как видите, в решении задачи по подсчету суммы чисел от одного до десяти при помощи цикла DO – WHILE сначала присваиваются значения переменным. Затем выполняется код и увеличивается значение счетчика, и лишь после всего этого идет проверка условия. Если оно выполняется, то цикл снова повторяется. В противном случае результат выводится на экран при помощи оператора вывода.

Основы PHP. Цикл FOR

При помощи цикла FOR можно выполнять все те же действия, что и при помощи цикла WHILE. Он также применяется при создании сайтов но, на мой взгляд, в меньшей мере, чем цикл WHILE. Лично я предпочитаю последний, но в рамках этой статьи мы рассмотрим и цикл FOR, так как он есть частью языка PHP и его нужно знать.

Давайте рассмотрим решение предыдущей задачи при помощи цикла FOR. Код для подсчета суммы чисел от одного до десяти при помощи цикла FOR будет выглядеть следующим образом:

Как видите, синтаксис цикла FOR следующий. Сначала производится инициализация переменных, затем указывается условие, после чего указывается действие, которое нужно выполнить после прохода одного цикла. Схематически это будет выглядеть примерно так:

For (инициализация; условие; действие после выполнения одного цикла) { Тело цикла (действие) }

Как видите, синтаксис PHP похож на синтаксис C++. Если вы изучали C++, то вам будет проще освоить PHP. Но даже если вы не изучали до этого других языков программирования, вы без проблем сможете овладеть основами PHP, так как он является одним из самых простых языков программирования.

На этом данная статья об основах PHP подошла к концу. Если вам понравился мой стиль написания статей и само их содержимое, вы можете подписаться на новости сайта любым удобным для вас способом в пункте «Подписка».

На этом все. Удачи вам и до скорых встреч на страницах блога

На занятии рассматривается условный оператор в Паскале (if ). Объясняется, как использовать несколько условий в одной конструкции (AND и OR ). Рассмотриваются примеры работы с оператором

Напоминаем, что данный сайт не претендует на полное изложение информации по теме. Целью портала является предоставление возможности усваивания материала на основе готовых решенных примеров по теме «Язык программирования Pascal» с практическими заданиями для закрепления материала. Представленные на сайте сайт задания по Паскалю выстроены последовательно по мере увеличения их сложности. Сайт сайт может быть использован учителями и преподавателями в качестве вспомогательного наглядного пособия.

До рассмотрения данной темы в основном использовались линейные алгоритмы в Паскале, характерные для весьма простых задач, когда действия (операторы) выполняются последовательно, одно за другим. Более сложные алгоритмы предусматривают использование конструкция ветвления.

Блок-схема условного оператора:

Условный оператор в Паскале имеет следующий синтаксис:

Сокращенный вариант:

if условие then оператор;

Полный вариант:

if условие then оператор else оператор;

Условный оператор в Паскале — if — служит для организации хода задачи таким образом, при котором изменяется последовательность выполнения операторов в зависимости от какого-либо логического условия. Логическое условие может принимать одно из двух значений: либо true (истина), либо false (ложь), соответственно, оно может быть либо истинным, либо ложным.

Составной оператор

Если при истинном условии необходимо выполнять несколько операторов, то их по правилам языка Pascal необходимо заключать в блок , начинающийся со служебного слова begin и заканчивающегося служебным словом end . Такой блок принято называть операторными скобками , а данную конструкцию — составным оператором :

Операторные скобки и составной оператор в Паскале:

if логическое выражение then begin оператор1; оператор2; end else begin оператор1; оператор2; end;

Перевод с английского оператора условия облегчит понимание его использования:

IF THEN ELSE
ЕСЛИ ТО ИНАЧЕ


В условии (в логическом выражении) используются операторы отношения.
Рассмотрим список операторов отношения Паскаля:

  • больше >
  • меньше
  • больше или равно в Pascal >=
  • меньше либо равно в Pascal
  • сравнение в Pascal =
  • не равно в Pascal

Пример: найти наибольшее из двух чисел

Вариант 1 Вариант 2


Подробно разобраться в работе условного оператора в Паскале можно, просмотрев видеоурок:

Пример: вычислить значение переменной у по одной из двух ветвей

Показать решение:

var x,y:real; begin writeln ("введите х"); read(x); if x>0 then y:=ln(x) else y:=exp(x); writeln ("y=", y:6:2) {итоговое число будет занимать 6 позиций, и в нем будет 2 знака после запятой} end.

Обратите внимание на то, как в данном примере выводится y . При выводе переменных типа в pascal, можно использовать так называемый форматированный вывод , или запись с двумя двоеточиями:
y:6:2
- цифра после первого двоеточия (6) указывает на то, сколько знаков будет занимать число при выводе на экран
- цифра после второго двоеточия (2) указывает на то, сколько знаков после запятой вещественного числа будет выводиться

Таким образом, использование такой записи в pascal практически позволяет выполнить округление до сотых, тысячных и т.п.

Задача 0. Вычислить значение переменной у по одной из двух ветвей:

Задача 1. В компьютер вводятся два числа. Если первое больше второго, то вычислить их сумму, иначе - произведение. После этого компьютер должен напечатать результат и текст ЗАДАЧА РЕШЕНА

Задача 2. Дракон каждый год отращивает по три головы, но после того, как ему исполнится 100 лет - только по две. Сколько голов и глаз у дракона, которому N лет?

Логические операции в Паскале (в логическом выражении)

Когда необходимо использовать двойное условие в Pascal, то понадобятся логические операции.

  • Логическая операция AND (И), поставленная между двумя условиями, говорит о том, что должны выполняться сразу оба эти условия (должны быть истинными). Логический смысл операции - "конъюнкция".
  • Поставленный между двумя условиями, знак OR (ИЛИ) говорит о том, что достаточно, если будет выполняться хотя бы одно из них (одно из двух условий истинно). Логический смысл операции - "дизъюнкция".
  • На языке Паскаль XOR - знак логической операции, имеющий смысл "строгая дизъюнкция" и указывающий на то, что необходимо, чтобы одно из двух условий выполнялось (истинно), а другое - не выполнялось (ложно).
  • Логическая операция NOT перед логическим выражением или переменной имеет смысл "отрицание" или "инверсия" и указывает на то, что если данная переменная или выражение истинны, то их отрицание - ложь и наоборот.

Важно: Каждое из простых условий обязательно заключать в скобки.

Пример : Рассмотрим примеры логических операций в логических выражениях в Паскале

1 2 3 4 5 6 7 8 var n: integer ; begin n: = 6 ; if (n>5 ) and (n<10 ) then writeln ("истина" ) ; if (n>7 ) or (n<10 ) then writeln ("истина" ) ; if (n>7 ) xor (n<10 ) then writeln ("истина" ) ; if not (n>7 ) then writeln ("истина" ) ; end .

var n:integer; begin n:=6; if (n>5) and (n<10) then writeln("истина"); if (n>7) or (n<10) then writeln("истина"); if (n>7) xor (n<10) then writeln("истина"); if not(n>7) then writeln("истина"); end.

Пример: Компания набирает сотрудников от 25 до 40 лет включительно. Ввести возраст человека и определить, подходит ли он для данной компании (вывести ответ «подходит» или «не подходит»).
Особенность: надо проверить, выполняются ли два условия одновременно.

Пример: Дано целое число A. Проверить истинность высказывания: «Число A является нечетным».

Похожие публикации