Виды информационных ресурсов. Виды информационных ресурсов и их классификация. Доступ к информационным ресурсам

Каждому из нас знакомы традиционные виды общественных ресурсов. К ним относят природные или сырьевые, материальные, финансовые, трудовые и энергетические. Но этот список не является исчерпывающим. В дополнение к нему существуют еще и ресурсы информационные. Со временем их значимость все более и более возрастает. И это подтверждается тем, что информация становится товаром, обладающим стоимостью, сравнимой с традиционными ресурсами.

Определение понятия

Наверняка если спросить у любого человека «Что вы понимаете под информационными ресурсами?», вначале этот вопрос вызовет у него некоторые затруднения. Ведь в отличие от традиционных запасов, которыми обладает общество, ИР представляют собой продукт интеллектуальной деятельности. Создается он наиболее творческой и квалифицированной частью населения и является национальным богатством. При этом информационные ресурсы относятся к возобновляемым благам. Ведь они обладают способностью к тиражированию исходя из их общественной потребности.

На вопрос «Что вы понимаете под информационными ресурсами?» ответ может быть следующим. В значительном своем объеме ИР являют собой материализованные элементы и представлены книгами и статьями, документами и базами данных и знаний, а также алгоритмами компьютерных программ, произведениями литературы, искусства и т.д.

Какой же из этого может быть сделан вывод? Информационные ресурсы являются теми знаниями, которые накопило человеческое общество на протяжении всей истории своего развития. При этом ИР часто отчуждены от своих создателей. Порой такие ресурсы даже рассматриваются в виде общих стратегических. Принадлежат они при этом всему человечеству.

Что входит в информационные ресурсы?

Интеллектуальные запасы человечества весьма важны для развития общества. Ведь они объединяют в себе всю первичную информацию, которая отражает знания человека об окружающей среде, об опыте его деятельности. Кроме этого, ИР включают в себя и вторичную информацию. Она возникает путем переработки и обработки получаемых людьми знаний.

ИР с одной стороны - это тот объем опыта и умений, который накоплен людьми. Его можно назвать экспертными знаниями. Объем подобных информационных ресурсов постоянно растет. Происходит это в связи с проведением более целенаправленных и совершенных научных исследований, которые часто приводят к открытиям. Рост объема информационных ресурсов происходит и в связи с получением более широкого и глубокого образования населением, а также благодаря тому, что современный человек повсеместно пользуется средствами коммуникаций и вычислительной техники, связи и т.д.

С другой стороны, ИР в своем основном объеме является уже накопленной информацией, зафиксированной на различного вида носителях, что происходило на протяжении всего периода существования общества. Данный процесс продолжается и в настоящее время, причем идет достаточно быстрыми темпами благодаря использованию современных коммуникационных и компьютерных средств.

Первичная информация

К данной категории ИР относят те знания, которые отражают специфику сферы или области создания, а также источника. Первичной является информация, которая образуется самостоятельно, исходя из существующих природных условий. Это может быть, например, число колец, имеющихся на спиле ствола дерева, которые характеризуют его возраст.

К этому же виду информации относят и качественные, а также количественные характеристики разнообразных социальных процессов. Они в совокупности образуют класс, носящий название снимаемой информации. Те ИР, которые выделяют по данному признаку, подразделяют на социально-экономические, производственные и естественные. Это могут быть, например, цифры, указывающие на рост населения.

Вторичная информация

К данному виду ИР относят сведения, получаемые искусственным путем благодаря проводимой творческой работе или научно-исследовательской деятельности. Вторичная информация основывается на уже имеющихся знаниях по моделям и специальным параметрам. Примером может служить семантическая, логическая, математическая обработка и т.д.

В эту же категорию входят и объекты, которые создаются как авторские. Например, произведения в области искусства и литературы. Одним из самых важных элементов вторичной информации являются сведения, выступающие результатом интеллектуальной деятельности людей.

Существует также определенная классификация информационных ресурсов вторичного типа. Так, различают сведения, полученные на основе обработки имеющейся информации, а также новые, которые фиксируют то, о чем человечество пока еще не знало. В эту категорию входят прогнозы и открытия в сфере различных природных и социальных ресурсов.

Средства получения информации

Каким образом человек может воспользоваться уже накопленными обществом знаниями? Для этого ему предлагаются следующие виды информационных ресурсов:

Библиотеки;

Базы данных;

Различные сервисы и т.д.

Рассмотрим различные виды информационных ресурсов подробнее.

СМИ

Средства массовой информации являются для современного человека одним из самых главных видов информационных ресурсов, неким практически постоянно присутствующим фоном его жизни. Подобное стало возможным в связи с бурным развитием интернет-СМИ.

Доступ к информационным ресурсам при этом осуществляется благодаря высокотехнологичному оборудованию, которым, в частности, является компьютерная техника. Эти устройства, отличающиеся высокой эффективностью обработки информации, и привели к формированию новейшей информационно-коммуникационной сферы, коей и является Интернет.

Всемирная паутина вошла в инфраструктуру современного общества и стала ее важнейшей составной частью. Информационные ресурсы Интернета настолько обширны, что служат наиболее эффективной средой, позволяющей осуществить массовую коммуникацию, отличаясь от прежних источников своими интерактивными и мультимедийными возможностями при предоставлении информации. Это и позволило возникнуть интернет-СМИ, которые с течением времени перешли в одни из основных информационных ресурсов и стали играть заметную роль в получении сведений.

Стоит отметить, что Интернет сам по себе является лишь средством коммуникации. Однако каждый блог или сайт фактически приравнивается к СМИ. При этом уровень доверия к сетевой информации порой превышает тот, которым пользуются официальные источники (бумажные газеты, ТВ или органы госвласти).

Электронные библиотеки

Среди всех видов информационных ресурсов этот представляет собой распределенную систему, позволяющую пользователю просматривать документы с использованием сети Интернет.

С одной стороны, электронная библиотека выполняет все функции, которые возложены на традиционную библиотеку. Ведь она также предоставляет необходимую информацию читателю. Но с другой - ЭБ играет роль, которая характерна для АИБС. Ведь она организует хранение удаленных и локальных электронных сведений, а также доступ к ним. При этом ЭБ использует новейшие технические средства и информационные ресурсы.

Что же представляет собой понятие «электронная библиотека»? Под этим термином понимают информационную систему, которая предназначена для надежного хранения и эффективного использования разнообразных электронных документов. Подобная система позволяет:

Обеспечить сохранность печатного материала;

Создать условия для большей доступности информации;

Максимизировать уровень технологического развития учреждений, приносящих своей работой пользу обществу.

Принцип обслуживания пользователей

Использование информационных ресурсов в электронной библиотеке отличается от того, которое существует в классической ее форме. Ведь все ее коллекции состоят из копий, а не из первоисточников и оригиналов. ЭБ способна качественно и эффективно обслужить пользователей, если:

  1. Электронных информационных ресурсов будет много. Понадобится прохождение некоей критической массы, что позволит привлечь внимание пользователя к фонду.
  2. Будет достаточное количество персональных компьютеров, что позволит создать нужное число рабочих мест.

Кроме этого, Интернет должен обладать необходимым качеством, что позволит читателям получать нужную информацию без всяких сбоев.

Электронные базы данных

Если рассматривать классификацию информационных ресурсов, то этот тип может быть охарактеризован как набор файлов и надписей, организованных специальным образом.

Одним из типов подобных баз данных являются документы, предварительно набранные с использованием текстовых редакторов, и после сгруппированные по определенным темам. Вторым видом считаются файлы, включающие в себя электронные таблицы. Подобные базы данных собраны вместе по направлениям их использования.

Сайты

Это одна из разновидностей информационных ресурсов, находящихся на просторах Глобальной сети. Например, корпоративный сайт. Данный интернет-ресурс посвящается какой-либо организации, предприятию или фирме. Как правило, сайт знакомит с деятельностью компании, видами и направлениями ее работы, отражая разнообразные справочные материалы. Это могут быть условия оплаты и поставок товаров или услуг, прайс-листы, рекламная информация, участие в выставках, наличие необходимых сертификатов качества и т.д. На таком информационном ресурсе пользователь знакомится со сведениями, имеющими узкотематическую направленность. Сайты могут содержать на своих страничках множество гиперссылок, позволяющих лучше ориентироваться в них.

Сервисы

Данный информационный ресурс представляет собой целую группу сайтов. Зайдя на нужную для себя страничку, человек может воспользоваться той или иной сервисной услугой, а также блогом или электронным ящиком для получения сообщений. Предоставляется здесь возможность поиска необходимой информации, например, о прогнозе погоды, о курсах валют и т.д.

Информационный портал

Данный источник представляет собой веб-сайт, который организован в виде многоуровневого объединения различных сервисов и ресурсов. Обновление информационного портала производится в режиме реального времени. Примером подобного ресурса может послужить портал, на котором производится поддержка единого государственного экзамена.

Прочая классификация

Помимо группировки, указанной выше, информационные ресурсы подразделяют:

По их целевому назначению (корпоративные и личные, образовательные, СМИ и т.д.);

По способу их представления (базы данных, Web-страница и т.д.);

По разновидности носителя (твердая копия - книга, машиночитаемая - фото-, кинопленка, каналы связи - радио, ТВ);

По способам хранения и дальнейшего использования (документы на бумаге, массив, фонд, архив, автоматизированная форма);

По форме собственности (национальные достояния, собственность государства, а также субъектов РФ или частных лиц);

Основные параметры ИР

Созданный информационный ресурс подлежит оценке. Однако на сегодняшний день для этого до сих пор не выработаны необходимые критерии. В настоящее время существуют параметры информационных ресурсов, которые, как правило, и используются для оценки качественного и количественного состояния ИР. Это содержание и охват, время и источник, соответствие потребности (объем) и качество, язык и способ фиксации, а также стоимость.

При определении каждого из этих параметров используется свой набор измерений и различий, позволяющих выразить связь между количественными и качественными характеристиками.

Для того чтобы измерить необходимые параметры информационных ресурсов, на практике пользуются различными измерительными шкалами:

Наименований и классификаций;

Порядковыми;

Порядковыми с интервалом;

Пропорциональными (количественными).

При этом:

  1. Содержание информационного ресурса позволит определить проблемную область, которую он охватывает, ее тему, идею и теорию.
  2. Охват описывает, ограничивает и определяет содержание, уточняя или лимитируя его. Данный параметр, как правило, характеризуется объемом, достаточностью и полнотой информационного ресурса. Полнота охвата является соотношением всей имеющейся и предоставленной в распоряжение пользователя информации.
  3. Объем представляет собой параметр, указывающий на общее количество сведений, ставших доступными пользователю. Его достаточность определяют по возможности достижения поставленной перед пользователем цели.
  4. Время характеризует информацию с точки зрения ее реального состояния.

Как видим, информация стала неотъемлемой частью нашей жизни.

  • 5.2. Ключевые компетентности
  • 5.3. Предложения по дальнейшим разработкам компетентностного подхода к содержанию общего образования
  • II. Обновление содержания образования
  • 1. Новые подходы к образовательным стандартам Общие положения
  • Предлагаемые законодательные изменения
  • Деятельностный характер стандарта
  • Предложения по последующей работе
  • 2. Общие требования к учебным планам
  • 3. Разработка концепций содержания образовательных областей Описание проблематики
  • Критический анализ разработанных концепций образовательных областей (для 12-летней школы)3
  • Предложения по дальнейшей работе
  • 2. Обеспечить единство общедидактических оснований формирования образовательных
  • III. Основные проблемы модернизации ступеней общего образования
  • 1. Начальная школа
  • 2. Основная школа
  • 3. Профильная старшая школа Исходные идеи
  • Профильная школа и единые экзамены
  • Структура профильного образования
  • 55% – 25% -20%.
  • Предложения к дальнейшей работе Разработать структуру профильного обучения в старших классах (взаимосоотносенную с планируемой структурой единых экзаменов).
  • IV. Основные направления модернизации системы оценки качества в системе школьного образования
  • 1. Проблемы соответствия существующей системы оценки качества задачам модернизации образования
  • 2. Оценка качества и ключевые компетентности
  • 3. Оценка качества и образовательный стандарт
  • 4. Оценка качества и единый экзамен
  • 5. Предлагаемая система дальнейшей работы
  • V. Эксперимент
  • 1. Общие положения
  • Современный сценарий
  • 2. Экспериментальные школы. Стимулирующие меры
  • 3. Предлагаемые направления экспериментальной работы11
  • Приложения Приложение 1. Модульная организация учебного материала (обновление структуры содержания образования и форм организации образовательного процесса)
  • Приложение 2. О составе информационных ресурсов, используемых в преподавании отдельных предметов
  • К информационным ресурсам относятся:
  • Приложение 3. Карта «Психолого-педагогические условия обновления образования»
  • Приложение 4. Принципы личностноориентированного образования в подготовке учителей
  • Приложение 5. Пути повышения качества преподавания иностранных языков в школе
  • 3. Требования к базисному учебному плану
  • 4. Единый общенациональный экзамен
  • 5. Стандарты, программы, учебники
  • Экспериментальный базисный учебный план
  • Базисный учебный план начальной школы Российской Федерации с русским родным языком обучения вариант – 3а
  • Примеры рабочих учебных планов Учебный план начальной школы с русским языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • Учебный план начальной школы с русским языком обучения (продолжительность урока – 35 мин.)
  • Базисный учебный план начальной школы Российской Федерации с нерусским родным языком обучения вариант – 3а1
  • Примеры рабочих учебных планов Учебный план школ с нерусским родным языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • Учебный план школ с родным (нерусским) языком обучения (продолжительность урока – 35 мин.)
  • Базисный учебный план основной школы Российской Федерации с русским родным языком обучения вариант – 3 б
  • Базисный учебный план основной школы Российской Федерации с русским родным языком обучения вариант – 3б´
  • Примеры рабочих учебных планов Учебный план основной школы с русским языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • Учебный план для школ с углубленным изучением иностранного языка (язык обучения – русский, продолжительность урока – 45 мин.)
  • Учебный план основной школы с родным (нерусским) языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • 12-Летняя школа (6 лет обучения в основной школе)
  • Базисный учебный план
  • Основной 12-летней школы Российской Федерации с русским родным языком обучения
  • Вариант – 3b
  • Примерные учебные планы Учебный план для школ с русским языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • Базисный учебный план основной школы Российской Федерации с нерусским родным языком обучения вариант – 3 б1
  • Примерные учебные планы Учебный план для школ с родным (нерусским) языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • Базисный учебный план старшей школы Российской Федерации вариант – 3с
  • Примеры рабочих учебных планов Учебный план многопрофильной школы с русским языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • Учебный план многопрофильной школы с русским языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • Учебный план многопрофильной школы с русским языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • В соответствии с предлагаемым планом объем минимального бюджетного финансирования составляет:
  • 11-Летняя школа
  • 12-Летняя школа
  • Приложение 2. О составе информационных ресурсов, используемых в преподавании отдельных предметов

      Информационные ресурсы, как и компьютеры, повторяем, являются лишь одним из компонентов и направлений работ по информатизации. Критичными являются все направления.

      Разработка и утверждение нормативной базы.

      Система проектирования, планирования, мониторинга, поощрения, PR.

      Кадры, дополнительный фонд зарплаты, повышение квалификации, переподготовка, методическая поддержка, поддержка сообщества, включая дистанционные формы.

      Образовательные информационные ресурсы, лицензии, адаптация и разработка, тиражирование, доставка.

      Телекоммуникационная среда.

      Компьютеры и дополнительное оборудование, необходимое для их использования.

      Дооборудование имеющихся помещений, установка, пусконаладка, техническое обучение пользователя, обслуживание, ремонт, усовершенствование, утилизация, расходные материалы.

      Среди информационных ресурсов иногда основными считаются «электронные учебники по отдельным предметам»; однако в соответствии с отечественным и мировым опытом этот ресурс основным не является.

    К информационным ресурсам относятся:

      Системные программные средства, как правило поставляемые с аппаратными средствами (операционная система компьютера, драйверы внешних устройств), необходимыми для работы оборудования.

      Программные средства общего назначения, которые дают возможность работы со всеми видами информации (см. выше), в частности создавать и компоновать текстовые и гипермультимедиа-композиции, презентации, информационно-справочные массивы и размещать их в Интернете, к ним примыкают более узко специализированные производственные программные средства и их учебные варианты, позволяющие вести в школе учебные аналоги таких видов деятельности, как проектирование, видеомонтаж и т. д.

      Источники информации – организованные информационные массивы – энциклопедии на КД, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе – специализированные для образовательных применений. Особую роль среди информационных ресурсов играют компьютерные каталоги внекомпьютерных ресурсов, например библиотек, издаваемой учебной литературы и т. д.

      Виртуальные конструкторы, позволяющие создавать наглядные и символические имитационные модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями.

      Тренажеры, позволяющие отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами – ввода текста, оперирования с графическими объектами на экране и пр., письменной и устной коммуникации в виртуальной языковой среде.

      Тестовые среды, позволяющие авторам учебных курсов и учителям конструировать и применять конкретные тестовые задания и системы , в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер, а результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером; оценка используется в работе самим учащимся или учителем.

      Производственные и учебные языки программирования , позволяющие получать практическое подкрепление в изучении математической информатики, особенно при ее углубленном изучении.

      Комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) – сочетания программных средств перечисленных выше видов, – в наибольшей степени автоматизирующие учебный процесс в его традиционных формах, наиболее трудоемкие в создании (при достижении разумного качества и уровня полезности), как правило ограничивающие самостоятельность учителя и учащегося.

      Информационно-управленческие системы, обеспечивающие прохождение информационных потоков между всеми участниками образовательного процесса – учащимися, учителями, администрацией, родителями, общественностью – и наиболее удобное представление информации, касающейся образовательного процесса, для них.

    С точки зрения современных приоритетов системы образования указанные виды информационных ресурсов имеют различный статус. Отсутствие системных программных средств , соответствующих оборудованию, делает работу с компьютером и другими устройствами просто невозможной, наличие нелегальных («пиратских») копий этих средств, что имеет место в большом числе учреждений образования, является нарушением действующего законодательства, особенно серьезным для оборудования, приобретенного недавно. Аналогичная ситуация имеет место с программными средствами общего назначения , обеспечивающими основные применения компьютера учащимся, учителем, управленцем в школе. Источники информации (в Интернете, на различных носителях, например CD, DVD) необходимы для реализации направлений модернизации системы образования, соответствующих самостоятельной работе учащихся с информацией. Виртуальные конструкторы для соответствующих образовательных областей позволяют реализовывать исследовательскую, проектную модель учебной деятельности учащегося, что является одним из актуальных направлений развития современного образования. Качественные тренажеры могут оказывать существенную помощь при отработке отдельных навыков в различных моделях образовательного процесса. Тестовые системы имеют ограниченное применение, обеспечивая лишь одно направление учебной деятельности – аттестацию, притом частично и односторонне. Языки программирования могут быть интересным и важным элементом образовательной среды, однако традиционная форма их использования в курсе информатики сегодня неоправданна и нуждается в пересмотре. Комплексные обучающие системы в отдельных случаях обеспечивают потребности самостоятельной учебной работы учащихся (в том числе – для подготовки в вузы), однако пока они нашли ограниченное применение в учебном процессе, как целостные продукты, как правило, удается использовать лишь их отдельные функции.

    Действительно полезные и широко используемые информационные ресурсы в мировом и отечественном школьном образовании прошли путь многократной апробации и многолетнего совершенствования, формирования собственной образовательной методики и даже философии. Характерен, например, путь Лого (в отечественных версиях – Логорайтер для компьютеров предыдущих поколений, ЛогоМиры для современных компьютеров, ПервоЛого для обучения грамоте на современных компьютерах). Лого соответствует целям и приоритетам модернизации образования, совмещая в себе программную среду общего назначения, виртуальный конструктор и учебно-производственный язык программирования. Таким образом, Лого покрывает основные направления применения ИКТ в школе.

      Таким образом, в рамках программы информатизации российской школы основным направлением работы с информационными ресурсами должен быть анализ имеющихся и апробированных отечественных и зарубежных ресурсов, формирование государственного заказа на их доработку, совершенствование, методическую поддержку (методические материалы, поддерживаемые через Интернет проекты). Наряду с этим определенные средства могут быть вложены в разработку, апробацию, экспериментальное внедрение различных новых ресурсов. Среди последних наиболее реальной и значимой может оказаться работа над информационно-справочными системами, с развитой и отлаженной системой «навигации» (гиперструктурой). Примером такой системы, разработка которой продвинута достаточно далеко и которая находится в опытной эксплуатации, является база геометрических задач (Московский центр непрерывного математического образования).

    Одним из источников материалов для создания других таких баз являются имеющиеся в РФ информационные массивы (коллекции) музеев, киностудий (Союзнаучфильм), видеостудий, архивов, энциклопедических, справочных, словарных, атласных, картографических изданий. Следует разворачивать программу приобретения прав на использование этих информационных массивов и коллекций, как и соответствующих информационных массивов зарубежных стран на языке оригинала и в переводе на русский язык. Параллельно с этим должна идти работа по переводу этих массивов в электронный (цифровой) формат (распознавание, корректура, форматирование текстов, оцифровка, редактирование изображений и т. д.).

    Указанные массивы в ходе реализации проекта информатизации лягут в основу специализированных информационно-справочных ресурсов по большинству школьных предметов для размещения в Интернете, на электронных носителях. (Сюда войдут источники по литературе, истории, оригинальные тексты классиков естествознания и т. д. Географические, исторические, ботанические, зоологические, анатомические атласы, съемки реальных природных и технических процессов – природные и техногенные катастрофы, запуски ракет, микросъемки).

    Эти ресурсы могут стать существенным общенациональным информационным ресурсом не только образовательного, но и общекультурного, а также научного значения.

    С образовательной точки зрения важным ресурсом должны стать Интернет-версии научно-образовательных и научно-популярных журналов («Квант», «Химия и Жизнь», «Природа», «Техника Молодежи» и др.). Они могут восстановить образовательное значения, которое имели для советской школы и даже расширить его за счет диалоговых форм прямой работы ученых со школьниками. С другой стороны, в различных странах, в том числе в России, начинают формироваться образовательные сайты в Интернете, с одной стороны содержащие большие массивы существенной информации, с другой – поддерживающие постоянный диалог между авторами, исследователями, известными учеными и школьным учителями, учащимися, такие сайты, часто лишь частично отражающиеся в «бумажной» форме, являются важнейшими информационными ресурсами, нуждающимися в поддержке.

      Ряд прикладных программных систем не общеофисного, а более специализированного, проиводственного назначения должен использоваться в школе, при необходимости в адаптированной версии и с соответствующей методической поддержкой. К ним относятся системы автоматизированного проектирования (в курсе Технологии), геоинформационные системы (География, экология, история, краеведение), системы видеоаудиомонтажа, системы автоматизации эксперимента и анализа его результатов и др.

    Должны быть разработаны технологические тренажеры, прежде всего – слепого компьютерного ввода (тренажеры машинописи существуют в большом количестве и в России, и в других странах, в том числе открытые для закладывания обучающей стратегии и учебного материала).

    Целесообразно объявление конкурса на спецификацию и затем разработку тестовой оболочки, совместимой с гипермедийными системами представления информации и наиболее гибкой по дидактическому формату тестов. Варианты оболочки должны допускать использование в различных ситуациях тестирования, от тестов, разрабатываемых учителем, до общенационального единого экзамена.

      Реально используются в школьном образовании различных стран виртуальные конструкторы по физике, например Interactive Physics (российская адаптация – «Живая Физика»). Среди российских разработок наиболее продвинутой является «Физикон» (Открытая физика).

    В математике имеется ряд геометрических виртуальных конструкторов (например, геометрия Кабри) и алгебраических конструкторов (Дерайв). В последнее время началось использование интегрированных конструкторов по алгебре и геометрии (последние версии «Живой Геометрии» и продуктов КУДИЦа, обеспеченные методическими материалами по российским курсам).

    Наиболее широко используемым, универсальным и методически обеспеченным информационным ресурсом, включающим и виртуальные конструкторы, является упомянутый выше Лого. Основным применением является использование его как универсальной пользовательской проектной среды в начальной школе, но он может использоваться и в модулях математической информатики всех ступеней. Среди российских систем в какой-то степени аналогичную роль играет «Роботландия».

    В качестве наиболее эффективного средства изучения математической информатики в средней и старшей российской школе используется «Ку-Мир», в отдельных модулях имеющий близкие зарубежные аналоги (что показывает определенную стабильность, универсальность и апробированность подхода). Эта система интегрируется и с рядом учебных сред общеприкладного направления. С другой стороны, она может рассматриваться и как среда учебно-производственного программирования для старшей школы определенных профилей.

    Как видно из всего предыдущего, весьма существенна не столько разработка новых завершенных продуктов, сколько постоянная активная методическая работа на базе существующих, создаваемых, развивающихся информационных ресурсов.

    , фотография , видеофрагмент . Для информационных ресурсов в Интернете характерно определённое время жизни и доступность более, чем одному пользователю.

    Также информационным ресурсом можно назвать отдельно взятый сайт , портал или несколько интернет-проектов. Информационный ресурс в Интернете может быть узкой (специализированной) направленности (например онлайновый словарь или сайт биржевых новостей), или общетематический.

    "Информационный ресурс" - это отдельные документы или отдельные массивы документов, документы или массивы документов в информационных системах.


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Информационный ресурс" в других словарях:

      Информационный ресурс - совокупность отдельных документов, массивов документов, обычно структурированных в базы данных и используемых определенной информационной системой... Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 14.06.2005 N 439 ПП О ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРОВЕДЕНИИ… … Официальная терминология

      информационный ресурс - 3.2 информационный ресурс (information resource): Любой объект, который можно идентифицировать (такое же определение в рекомендации Интернет RFC 2396 ). Примечание В данном определении подразумеваются объекты, используемые для хранения и… …

      Информационный ресурс адресной программы - 3. Информационный ресурс адресной программы (далее информационный ресурс) представляет собой совокупность сведений об объектах капитального строительства, мероприятиях (укрупненных инвестиционных проектах), объектах недвижимости, подлежащих… … Официальная терминология

      внешнее воздействие на информационный ресурс - Фактор опасности, вызываемый стихийными бедствиями, мощными электромагнитными излучениями или диверсионными актами и приводящий к нарушению целостности информации или ее блокированию. [Домарев В.В. Безопасность информационных технологий.… …

      информационный остров - Полезный многим информационный ресурс, хранимый на компьютере, не подсоединенном к Сети. Тематики информационные технологии в целом EN information island … Справочник технического переводчика

      информационный - 3.1.24 информационный (informative): По ИСО/МЭК 14252. Источник: Р 50.1.041 2002: Информационные технологии. Руководство по проектированию профилей … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

      Информационный менеджмент это специальная область менеджмента, выделившаяся как самостоятельное направление в конце 70 х гг. XX века. Содержание 1 Сфера и задачи 1.1 Сфера информационного менеджмента … Википедия

      Координаты: 59°55′55″ с. ш. 30°18′31″ в. д. / 59.931944° с. ш. 30.308611° в. д. … Википедия

      Информационные ресурсы; понятие, сущность, структура Информационные ресурсы; понятие, сущность, структура Ресурсы это имеющиеся в наличии запасы, средства, которые могут быть использованы при необходимости. В настоящее время учёные и практики… … Википедия

      Электронные деньги - (Electronic money) Электронные деньги это денежные обязательства эмитента в электронном виде Все, что нужно знать об электронных деньгах история и развитие электронных денег, перевод, обмен и вывод электронных денег в различных платежных системах … Энциклопедия инвестора

    Книги

    • Эректус бродит между нами. Покорение белой расы , Ферле Ричард Д.. Вопреки общественному мнению, широко распространяемому средствами массовой информации, в современной науке нет единого устойчивого представления о происхождении человеческого рода. Новые…
    • Даймонд. Ферле Эректус бродит между нами , Ферле, Ричард Д.. Вопреки общественному мнению, широко распространяемому средствами массовой информации, в современной науке нет единого устойчивого представления о происхождении человеческого рода. Новые…

    Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные, сырьевые, (природные), энергетические, трудовые, финансовые ресурсы. Одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы .

    Со временем значимость информационных ресурсов возрастает. Информационные ресурсы становятся товаром , стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

    В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» понятие информационные ресурсы определяется следующим образом:

    Информационные ресурсы - это отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т. д.

    К информационным ресурсам также относятся все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации.

    Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым ресурсам. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важное отличие:

    Всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает.

    Сжигается топливо, расходуются финансы и т.п., а информационный ресурс остается «неуничтожимым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.

    В документах и массивах документов, о которых говорится в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», в различных формах представлены знания, которыми обладали создавшие их люди. Таким образом, информационные ресурсы - это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе . Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их создавали, накапливали, обобщали и анализировали. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы и науки.

    Информационные ресурсы признаются одним из важнейших видов ресурсов в любой стране. В наиболее развитых странах они являются объектом особого внимания.

    Так, например, в США действует специальная программа «Национальная информационная инфраструктура». Она должна обеспечить государственную поддержку производителей информационных ресурсов, а также доступа к ним для любого пользователя. Главными приоритетами этой программы являются:

    · государственные информационные ресурсы, создаваемые на основе правительственной информации;

    · библиотечные информационные ресурсы;

    · информационные ресурсы в сфере образования, здравоохранения и экологии.

    Аналогичная программа «Европейская информационная структура» принята Европейским союзом.

    Информационные ресурсы страны, региона или организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам материальных ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых.

    Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

    · превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

    · сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

    · образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

    · повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле за счет своевременного использования необходимой информации.

    Таким образом, главной целью государственной политики любой страны должно являться создание благоприятных условий для создания информационных ресурсов.

    Классификация информационных ресурсов. Любая классификация информационных ресурсов общества оказывается неполной. Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение.

    · Библиотечные ресурсы. Огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (безбумажную) основу.

    · Архивные ресурсы. Архивы скрывают материалы (иногда многовековые), связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны.

    · Научно-техническая информация. Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают многочисленные специальные издания, патентные службы и т.д. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.

    · Правовая информация и информация государственных (властных) культур. Своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации, без которой не может существовать ни одно государство.

    · Отраслевая информация. Свои отраслевые информационные ресурсы существуют у любой социальной промышленной аграрной и иной сферы общества. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и т.д.

    · Финансовая и экономическая информация

    · Информация о природных ресурсах и т.д.

    Информационный продукт - это совокупность данных, сформированная производителем для ее распространения в материальной или в нематериальной форме.

    Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный или нематериальный продукт, с помощью услуг .

    Услуга - это результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребностей человека или организации.

    Информационная услуга - это получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

    В наш компьютеризированный век особое место в жизни общества занимает понятие информации. Применяемые на современном этапе развития человечества параметры для классификации информационных ресурсов весьма разнообразны. Именно поэтому можно встретить несколько типов разделения информационных данных на классы и группы. Однако в общих чертах классификация для любого метода их разделения практически одинакова. Разница может состоять только в некоторых условных критериях, когда некоторые типы информационных ресурсов (ИР) могут быть отнесены к какой-то группе по субъективным признакам.

    Понятие информационных ресурсов и их классификация (основные типы)

    • личные;
    • корпоративные;
    • бизнес-ресурсы;
    • политические;
    • образовательные;
    • культурные;
    • ресурсы организаций и учреждений;
    • услуги и сервисы;
    • развлечения;
    • спорт;
    • отдых;
    • доски объявлений;
    • хранилища ПО и мультимедиа и т. д.

    Теперь посмотрим, какие параметры используются для классификации информационных ресурсов по способу представления.

    Как правило, сюда включаются понятия твердых копий (книги, газеты, журналы машинопечатные документы), магнитные и электронные (цифровые) носители (аудио- и видеозаписи, фото- и кинопленка, компакт-диски, съемные устройства памяти, жесткие диски компьютеров) и средства связи (радио, ТВ, сети).

    Среди форм собственности выделяются частная (личная, корпоративная), государственная и муниципальная, федеральная, совместная (коллективная), национальное достояние.

    В смысле организации и хранения классификация информационных ресурсов частично связана с типами носителей (печатные издания и цифровые носители), а также предусматривает понятия библиотек, фондов, архивов, баз данных, массивов документов и автоматизированных форм.

    С национально-территориальной принадлежностью, думается, все понятно, а вот в плане степени компетенции разделение производится по признаку ориентирования на массового или профессионального пользователя.

    Типы субъектов в понятии ИР

    Что касается субъектов ИР, здесь присутствует три основных типа:

    • граждане государств или лица без гражданства;
    • организации;
    • органы власти государства любого уровня.

    Классификация по содержанию

    Рассмотрим самый большой раздел распределения ИР - по содержанию - как пример классификации информационных ресурсов по заданному критерию. В общем случае она включает в себя следующие большие группы:

    • тематические и научные публикации;
    • справочная информация;
    • реклама;
    • новости;
    • библиографические публикации.

    Если посмотреть на эти аспекты несколько шире, в качестве примера можно привести еще одно разделение:

    • деловая информация (экономика, финансы, коммерция, бизнес, статистика);
    • социально-политическая и юридическая информация;
    • научно-техническая информация;
    • потребительская и другая массовая информация;
    • электронные сделки;
    • вычислительная техника и коммуникации.

    Естественно, любая классификация информационных ресурсов, предлагаемая сегодня для распределения ИР по отдельным признакам, может отличаться от другой ей подобной. Однако в данный момент нас больше интересует электронная информация.

    Главные типы электронной информации

    Классификация информационных ресурсов (информатика прямо на это указывает) в самом общем случае подразумевает два основных типа ИР по критерию режима использования:

    • онлайн - непосредственный доступ к документам на серверах через сети;
    • офлайн - использование документов, баз данных или их фрагментов в виде копий первичной информации с сервера, сохраненной на электронном носителе.

    В некотором смысле классификация электронной информации несколько похожа на разделение по содержанию, однако дополнительно здесь присутствует раздел рынка программного обеспечения:

    • коммерческое ПО;
    • свободно распространяемое ПО (freeware), включая продукты с открытым исходным кодом (лицензия GNU GPL);
    • условно-бесплатное ПО (shareware).

    В качестве еще одного дополнения некоторые источники указывают сектор информационных услуг и обслуживания.

    Понятие электронного документа

    Под документом такого типа в большинстве случаев понимают документированную информацию, представленную в электронном виде, для восприятия которой используются электронно-вычислительные системы, а для передачи - коммуникационные и сетевые инструменты.

    Информация такого типа может быть представлена в виде отдельных файлов, баз данных и массивов или автоматизированных систем. Кроме того, особое значение имеет юридический аспект правомерного использования тех или иных документов, сертификация и аттестация систем, а также защита информации любого уровня доступа и вида.

    в интернете

    Классификация электронных информационных ресурсов была бы абсолютно неполной, если бы не затрагивались вопросы интернета, поскольку сегодня большинство электронных документов доступно именно там.

    Здесь представлено несколько основных критериев:

    • форма представления (веб-страницы, информационные и файловые серверы, базы данных, телеконференции);
    • языковой и территориальный признак;
    • содержание и т. д.

    Типы интернет-ресурсов

    Виды и классификация информационных образовательных ресурсов в учебном процессе рассматриваются достаточно подробно. Однако можно привести и некоторые дополнения, включив в распределение ИР на дополнительных типов интернет-ресурсов.

    Как правило, среди критериев выделяют следующие:

    • полнота и функциональное содержание;
    • принцип взаимодействия с пользователем (информативное, интерактивное);
    • степень доступности.

    В содержательной части сайты распределяют на визитки (лаконичные страницы с основной информацией), блоги (персональные страницы), промоушн-сайты (реклама товаров и услуг), электронные магазины и сервисы, информационные сайты с определенной тематикой, веб-порталы (крупные ресурсы или интернет-сообщества), корпоративные представительства (системы автоматизации деятельности компаний), системы управления предприятиями, интегрированные в интернет и интранет (внешние и внутренние сети).

    При взаимодействии с пользователем можно выделить такие типы ИР, как информационные (сетевые издания, СМИ, телевидение, радио), прикладные (онлайн-библиотеки и базы данных, хранилища ПО с возможностью скачивания, поисковые системы), непосредственно-коммуникационные (социальные сети, интернет-сообщества), развлекательные (игры, музыка, видео, анекдоты и т. д.), коммерческие (сайты с платными услугами и интернет-магазины), презентационные ИР рекламного характера.

    Если говорить о степени доступности, этот критерий позволяет разделить ИР на публичные (открытые всем пользователям без исключения), внутрисетевые (доступ имеют только сотрудники какой-либо организации внутри сети интранет), экстра-сетевые (размещаются в интернете, но доступ имеет ограниченный круг пользователей).

    Информационные услуги

    Наконец, отдельно стоит сказать об информационных услугах. В первую очередь в этой категории выделяют сервисы по поиску и обработке информации, выдачу по запросу документов любого типа и хранение информации.

    Вторым по значимости разделом является предоставление услуг по использованию интернета, БД и АИС, по доступу к интернету или сетям и передаче информации, а также по использованию электронной почты и предоставлению хостинга (формированию личных страниц).

    Защита ИР

    И, само собой разумеется, любые ИР должны защищаться на самом высоком уровне, причем абсолютно без разницы, к какому типу они принадлежат, и вне зависимости от носителя, на котором они хранятся.

    Кроме того, под защитой можно понимать и юридический аспект (авторское право, законодательство, лицензирование, аттестация), и программные средства в виде антивирусов или (файрволов - программных или "железных"), криптографических технологий шифрования данных или соединения и т. д.

    Заключение

    Как видно из всего вышесказанного, классификаций информационных ресурсов можно привести достаточно много, особенно если учитывать огромное количество всевозможных критериев, которые можно применять в каждом конкретном случае. Само собой разумеется, что некоторые условные разделения ИР на соответствующие классы в разных вариантах могут и не совпадать. Тем не менее в общих чертах все они очень похожи и имеют много общего. Наконец, все классы ИР в большинстве своем тесно взаимосвязаны, а здесь была приведена лишь малая часть всего того, что можно рассмотреть, если конкретизировать какой-то определенный тип ИР.

    Похожие публикации