Роль информационных компьютерных технологий в развитии личности специалиста в области инфокоммуникации. Влияние информационных технологий на саморазвитие личности килимова людмила викторовна

- 100.00 Кб

Создание единой научной, социально-общественной информационной среды дает возможность получать качественное образование в любом месте и времени. При таком подходе сильно увеличивается роль самообразования и саморазвития личности. Влияние отдельной личности на информационные процессы всего общества повышаются. В связи с этим актуальным становится вопрос об этической и нравственной сторонах процесса обучения. Возрастает стремление воспитать разносторонне развитую личность. Идеал разносторонне развитой личности - это гармоничное развитие. Гармонические отношения между личностью и миром означают гармонию между тем, что личность требует от других, и тем, что она может им дать. Гармоничная личность находится в единстве с миром, людьми и самой собой. Это нравственная личность. Становление личности и профессиональное самоопределение активно идет в подростковом и юношеском возрасте. В этом возрасте детьми приобретаются трудовые умения и навыки, от которых зависит их профессиональная работа в будущем. Развитие любых профессиональных умений и навыков зависит от общего уровня сформированности интеллекта. Конечно же, ИТ стимулируют и повышают интеллектуальное развитие.

В процессе обучения в школе с помощью ИТ ребенок учится работать с текстом, создавать графические объекты и базы данных, использовать электронные таблицы. Ребенок узнает новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяется его кругозор. При использовании ИТ на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся. При использовании ИТ возрастает эффективность самостоятельной работы, появляются совершенно новые возможности для творчества. Компьютер вместе с ИТ открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности учащегося. Впервые возникает такая ситуация, когда ИТ обучения становятся и основными инструментами дальнейшей практической профессиональной деятельности человека. Образование по истине интегрируется в жизнь на всем ее протяжении.

Для жизни в информационном обществе становится важным сочетание устойчивого мировоззрения, личностной свободы с высокой психологической лабильностью, способностью творчески усваивать, перерабатывать и создавать информацию. Новый тип жизнедеятельности личности в таком обществе предполагает изменения в существе образования, его целях, содержании, методах и технологиях.

При использовании ИТ необходимо стремится к реализации всех потенциалов личности. А именно: познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Для того, чтобы эти потенциалы были реализованы на достаточно высоком уровне необходима педагогическая компетенция в области ИТ. Развитие этой компетенции надо начинать еще при обучении педагогов в ВУЗах. Характеристиками компетенции в области ИТ можно назвать: способность к оценке и интеграции опыта деятельности в современной инфосреде; стремление к развитию личных творческих качеств; наличие высокого уровня общей коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации информационного взаимодействия; наличие потребности к саморефлексии; освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, преобразования способов представления, передачи и интеграции информации.

3. Роль информационных технологий на развитие личности студента

Современное образование направлено на подготовку нового поколения к жизни в новых информационных условиях, к восприятию различной информации, на формирование умений понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, на овладение способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий. Следовательно, цель политики профессионального образования состоит в том, чтобы формировать у учащихся научное мировоззрение, основываясь на данных современной науки, используя научный метод познания, руководствуясь системно-информационным подходом к анализу окружающего мира.


Развитие личности студента является основной задачей информационного общества, ставящей его в прямую зависимость от качества образования. Высокие информационные технологии, внедряемые в образовательный процесс, направлены на то, чтобы образование создавало для них необходимую интеллектуальную базу.
В настоящее время информационным технологиям, методам и средствам получения, преобразования, хранения и использования информации, уделяется значительное внимание. Они создают принципиально новые возможности для организации учебного процесса; являются современным набором методов и приемов обучения; глубже и точнее отображают способы и средства доставки информации; позволяют осуществлять поддержку учебного процесса с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемых; оказывают существенное влияние на личность обучающихся.


Информационные технологии – это вся совокупность форм, методов и средств автоматизации информационной деятельности в различных сферах. В сфере образования они представляют собой один из ведущих факторов формирования личности. Наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова преподавателя и предъявляемого обучающимся изображения в процессе обучения. В связи с этим, применение информационных технологий позволяет более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых. Это оказывает влияние, прежде всего, на первоначальный этап усвоения знаний – ощущение и восприятие. Процесс запоминания, как логическое завершение процесса усвоения изучаемого материала, способствует закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогает запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал. Таким образом, информационные технологии дают возможность значительно экономить ресурсы учебного времени, уделять больше внимания содержательным аспектам учебной деятельности и тем самым повысить качество образовательного процесса и уровень обученности студентов.


В аспекте реализации инноваций в педагогическом поиске преподавателя, отметим, что «информационное общество и компьютер породили новый компонент феномена «культура» – «культуру информационную», которая является подсистемой общей культуры и обладает рядом специфических черт, благодаря которым мы имеем основание рассматривать ее как самостоятельное понятие» . Кроме того, переход к информационному обществу имеет базовые образовательные ориентиры – образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь, а значит и к самообразованию . Это способствует разностороннему развитию личности современного студента, а также построению открытой образовательной системы, позволяющей каждому обучающемуся выбирать свою собственную траекторию обучения посредством более эффективной организации познавательной деятельности в ходе учебного процесса.


В ходе освоения и использования компьютера в психике обучающихся возникает ряд изменений, связанных с преобразованием и « обогащением психической деятельности за счет ее опосредования информационными технологиями, алгоритмизация мышления, углубление символического опыта и развитие воображения, усиление позитивных интересов» . Значит, применение современных технологий дает большие возможности для развития у обучающихся соответствующих типов мышления, способности читать информацию в виде таблиц, графиков и др., создает условия для саморазвития и самообразования на компьютерной основе.


Информационные технологии в обучении при правильном их использовании обеспечивают ряд преимуществ:
- позволяют добиваться повышения результативности процесса обучения за счет его технологичности;
- обеспечивают деятельностную основу подготовки обучаемых, при которой формирование и развитие умений и качеств обучаемого становится основой учебно-воспитательного процесса;


- обеспечивают индивидуализацию учебного процесса по содержанию материала, объемам и темпам его усвоения;
- повышают эффективность использования учебного времени, как следствие быстроты формирования основных умений учащихся; обеспечивают объективность оценки знаний обучаемого;


- позволяют организовать оптимальное управление образовательным процессом за счет внедрения информационных систем.
Таким образом, информационные технологии являются активным средством развития личности студента, с их помощью легче осуществляется переработка и усвоение различного вида информации, как на подсознательном, так и на сознательном уровнях, они способны существенно повысить уровень овладения знаниями учащихся по любой учебной дисциплине и способствовать их становлению в конкурентоспособных и высокопрофессиональных специалистов. Кроме того, информационные технологии создают условия для эффективного проявления фундаментальных закономерностей мышления, воображения, восприятия и оптимизируют познавательный процесс.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Применение ЭВМ стало обыденным делом, хотя совсем ещё недавно рабочее место, оборудованное компьютером, было большой редкостью. Информационные технологии открыли новые возможности для работы и отдыха, позволили во многом облегчить труд человека.

Современное общество вряд ли можно представить без информационных технологий. Перспективы развития вычислительной техники сегодня сложно представить даже специалистам. Однако, ясно, что в будущем нас ждет нечто грандиозное. И если темпы развития информационных технологий не сократятся (а в этом нет никаких сомнений), то это произойдет очень скоро.

С развитием информационных технологий растет прозрачность мира, скорость и объемы передачи информации между элементами мировой системы, появляется еще один интегрирующий мировой фактор. Это означает, что роль местных традиций, способствующих самодостаточному инерционному развитию отдельных элементов, слабеет. Одновременно усиливается реакция элементов на сигналы с положительной обратной связью. Интеграцию можно было бы только приветствовать, если бы ее следствием не становилось размывание региональных и культурно-исторических особенностей развития.

Информационные технологии вобрали в себя лавинообразные достижения электроники, а также математики, философии, психологии и экономики. Образовавшийся в результате жизнеспособный гибрид ознаменовал революционный скачок в истории информационных технологий, которая насчитывает сотни тысяч лет.

Современное общество наполнено и пронизано потоками информации, которые нуждаются в обработке. Поэтому без информационных технологий, равно как без энергетических, транспортных и химических технологий, оно нормально функционировать не может.

Социально-экономическое планирование и управление, производство и транспорт, банки и биржи, средства массовой информации и издательства, оборонные системы, социальные и правоохранительные базы данных, сервис и здравоохранение, учебные процессы, офисы для переработки научной и деловой информации, наконец, Интернет - всюду ИТ. Информационная насыщенность не только изменила мир, но и создала новые проблемы, которые не были предусмотрены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ Под ред. Г.А.Титоренко. – М.: ЮНИТИ, 1998.

2. Информационные технологии управления: Учебн. пособие для вузов/ Под ред. проф. Г.А.Титоренко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

4. Макарова Н. В., Матвеева Л. А., Бройдо В. Л. Информатика: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1997.

5. Нейл Дж. Рубенкинг. Эффективный поиск в Интернете// PC Magazine. – 2001. – №6.

6. Роберт И. Современные информационные технологии в образовании. – М.: Школа-Пресс, 1994.

7. Семенов М.И. и др. Автоматизированные информационные технологии в экономике // Финансы и статистика – 2000 - № 9.

8. Талантов М. Поиск в Интернете: использование имён// Компьютер Пресс. – 2000. – №2.

9. Тумалева Е.А. Использование информационных технологий в процессе обучения студентов // Сб. науч. тр.: Дистанционное образование: Проблемы и перспективы. СПб., 1996. С.62-69.

10. ЦИЭС «Бизнес-Программы-Сервис»// Финансовая газета. – 2001. – № 27.

11. Ядов Г.Б. Информация и общество// Вокруг света. – 2004. - № 2.

12. Информационные системы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.islu.ru/k_inform/ infsystekst.html.

13. Информационные технологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kunegin.narod.ru/index. html.

14. Использование современных информационных технологий в работе с населением. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://koi.www.expos.ru/it/it. shtml. 3. Роль информационных технологий в развитии личности
студента 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ

Факультет государственного и муниципального управления

Специальность 040100.65 «Социология»

Кафедра математических методов и информационных технологий

по дисциплине «Современные информационные технологии в социальных науках»

Информационные технологии в системе социализации личности

студентка 921 Б группы

Мельницкая Юлия Александровна

Руководитель работы:

Старший преподаватель

Панкратьева Светлана Геннадьевна

Хабаровск 2014

Развитие современных средств обработки информации чаще всего происходит по пути увеличения производительности вычислительной техники. Компьютеры работают всё быстрее, скорость передачи информации от объекта к объекту возрастает, объемы производимой человечеством информации увеличиваются лавинообразно. Появление мобильных телефонов, оснащенных видеосредствами, лишь увеличивает возможность каждого из нас вложить свою лепту в разрастание объема информации, накопленной человечеством.

Масштабные социокультурные изменения, происходящие под воздействием процессов информатизации и компьютеризации, порождают исследования, связанные со становлением личности. Обновление информационной среды влечет за собой формирование новых культурных потребностей и интересов, активизирует адаптационные механизмы человека, расширяет поиск адекватных коммуникативных практик.

Обычно указанный социокультурный обмен информацией рассматривается в рамках отдельных дисциплин и редко как междисциплинарная проблема. В то же время, появление таких наук, как социальная информатика, обусловлено необходимостью формирования у личности таких качеств, как способность усвоения коммуникативных технологий и использование их для решения возникающих задач, возможность решать эти задачи в любой точке нахождения . Проблема получения навыков обмена информацией и ее использования должна быть рассмотрена в условиях кардинальных изменений социокультурной среды.

Социализация как процесс усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества является средством научиться выполнять особые социальные роли (ребенка, родителя, работника и т.д.). Ролевые ориентиры воспринимаются воспитуемым из окружающей его действительности. Информация, получаемая воспитуемым посредством информационно-коммуникативных каналов, является одним из краеугольных камней формирования личности. Постоянный обмен информацией позволяет ребенку получать опыт общения, получать представление о своем месте в мире, добиваться определенных целей.

Становление и развитие личности как автономной, не зависимой от общества системы происходит на протяжении всей жизни человека, но особенно четко этот процесс прослеживается в детском и подростковом возрастах. Это время закладки многих факторов, которые будут служить ориентиром дальнейшего развития личности. Очевидно, что на становление и развитие личности особое влияние оказывают обстоятельства воздействия окружающей среды общества.

В свою очередь, общество - это организованная система социальных ролей, которые придают устойчивость социальным взаимодействиям, стандартизуя поведение индивидов независимо от их личных качеств . Здесь социальная роль рассматривается как ожидаемое поведение в типичной ситуации.

Роли организованы в различные институты и общности , определяя структуру общества (сложность общества определяет большое количество социальных ролей). Институты и общности формируют скелет системы, связывая роли между собой и обеспечивая их коммуникацию. Многообразие взаимодействующих институтов и общностей фактически и образуют формальную систему обеспечения нормативного порядка в обществе с регулируемыми социальными связями.

Реализуя себя, каждый человек, как личность, исполняет свою социальную роль, которая не должна вступать в противоречия с обществом, вносить в общество деструктивные элементы. При этом каждая личность не может соответствовать установленному идеалу - развитие как известно не в единородии, а как раз в различиях, в единстве и борьбе противоположностей.

Социальную роль принято рассматривать как совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом - это совокупность действий, которые должен выполнить социализированный человек. У человека может быть множество ролей, которые могут вступать в ролевой конфликт (противоречие ролей) . Сущности ролевых конфликтов, их предопределённость также заложены в систему социальных ролей и определяются личностными характеристиками человека.

Таким образом, процесс социализации личности в обществе во многом зависит от воздействий на подростка в период становления личности. Немаловажное влияние на этот процесс оказывают информационные технологии.

Современная Россия как часть глобального информационного общества участвует в мировом информационном обмене , ее население может использовать передовые образцы средств вычислительной техники. Применяемые информационные технологии облегчают выполнение рутинных операций, облегчают жизнь каждого конкретного индивидуума. Но свобода использования технологий не всегда оказывает положительное влияние на развитие личности человека, его социализацию.

Общеизвестно, что формирование духовно-развитой личности не происходит одномоментно, требуются материальные и информационные ресурсы, создание объективных социальных условий. Для успешного развития человека как личности требуется двуединый процесс, совокупность материальных и духовных ресурсов общества.

Указанный процесс в соответствии с кибернетическими принципами должен осуществляться систематически, с учетом закономерностей (правил) развития личности реальных результатов развиваемого человека и с использованием обратной связи .

Информационные технологии, применяемые в процессе формирования личности, являются внешним фактором воздействия, определяющим некий круг способностей, духовности и нравственных норм этой личности. Средства вычислительной техники выступают в роли развивающего и воспитательного воздействия, что требует его анализа и особой организации.

Во-первых , воспитание будущей личности должно опираться на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе его развития. Отсутствие такого знания приводит к волюнтаристскому, манипулятивному воздействию на указанный процесс, искажению его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Во-вторых , любая развивающаяся личность в конце концов сама начинает сознательно преобразовывать и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Данное обстоятельство придает особый статус свойству интерактивности информационных технологий, используемых в процессе социально-исторического формирования личности. Возможности интерактивности должны способствовать организации такой деятельности, которая формировала бы важнейшую из потребностей - заботу об окружающих.

Искусство как способ эмоционально-образного отражения мира направлен на творческое преобразование окружающего пространства и самого себя. Этому способствует современная мультимедийность вычислительной техники. Способность отображать не только алфавитноцифровую, но и графическую информацию высокого качества позволяет использовать в процессе коммуникации не только статические изображения, но и видео, подкрепленное звуком.

Художественная, наглядная форма подачи информации помогает решить другую задачу развития личности - формирование гуманистической направленности личности в мотивационно-потребностной сфере общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны неизменно преобладать над эгоистическими мотивами.

Устойчивые учебно-познавательные интересы определены детской потребностью познавать. Обычно воспитание предполагает, что ребенок открывает для себя законы окружающего мира, предсказывает события и проверяет их выполнение, связывает разнородные явления. Удовольствие познания формирует любознательность, которая с годами сосредотачивается на той или иной предметной области. Информационные технологии с их многообразием представления информации имеют большую значимость для данного процесса, позволяет сделать изучение того или иного, даже, на первый взгляд, «сухого» теоретического вопроса, занимательным и увлекательным.

С точки зрения системотехнического подхода к человеку, такая система обладает свойством целостности - взаимозависимость и взаимосвязь элементов, их свойств и отношений от места в системе. Развитие человека как личности определяет его деятельность. Жизненные принципы личности формируются совокупностью всех социальных воздействий на человека, и, прежде всего, системой общественного воспитания, составляющей частью которой сегодня, несомненно, являются и информационные технологии.

Являясь частью окружающей его среды, с позиций системности элементы этой среды имеют отношение к личности, воздействуют на нее, определяют условия (предпосылки) формирования и функционирования личности. При этом каждый конкретный человек адаптивно приспосабливается под воздействие окружающих факторов.

Становится очевидным необходимость специальной организации общественной практики, стимулирующей определенные цели воспитания - в обществе должно присутствовать постоянно и сознательно организуемое совершенствование системы общественного воспитания. Данную задачу в настоящее время успешно решают средства массовой информации (СМИ) и бурно развивающиеся информационные технологии, стимулируя социализацию личности.

В современном подростку мире, особенно в крупных и средних городах, формируются отличные от прежних лет ориентиры развития. Проникновение мобильных средств связи даже в сельские поселения повышает роль информационного образа жизни. Последний включает в себя:

1. высокую степень информационных отношений между людьми, базирующихся на информационно-коммуникационных технологиях;

. информационный аспект образа жизни.

Под образом жизни понимается система видов жизнедеятельности общества в целом, социальных групп, личности, определяемых социальноэкономическими условиями. Главная черта образа жизни - его системность, проявляющаяся в том, что входящие в его состав виды деятельности взаимосвязаны между собой: изменение одной из них ведет к изменению другой. На социализацию и воспитание подростка оказывают влияние следующие виды деятельности, составляющие образ жизни: трудовая, общественно-политическая, учебная, бытовая, социально-культурная, досуговая деятельность. Каждый из указанных видов деятельности так или иначе может использовать используемые человечеством информационные технологии, совершенствуя образ жизни в целом, делая его более рациональным и эффективным.

Интерактивность коммуникационных средств, активное внедрение в жизнь подростка средств мобильной и других видов интернет-связи позволяет воспитуемому не только быть потребителем информации, но и ее создателем. Данное обстоятельство работает на формирование активной жизненной позиции, изменяет общественно-политическую деятельность как вид деятельности.

Широкое внедрение средств информационного обмена в учебную деятельность ведет не только к повышению компьютерной грамотности, к индивидуализированному образованию на основе компьютерных технологий образования, но и раскрытию индивидуальных возможностей человека. Изменяется культура быта, возможности и средства обучения, появляются новые горизонты в экономическом наполнении существования подростка.

По результатам последнего (на момент написания статьи) опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), настольный персональный компьютер или ноутбук есть в каждой третьей российской семье. Как правило, такие домашние компьютеры оснащены средствами мультимедедиа и подключением к сети Интернет (всё чаще и чаше широкополосным каналом с большой пропускной способностью), активно применяются при решении вычислительных, обучающих, информационно-справочных, игровых, воспитательных и других задач. Обеспечивая информационные потребности людей и, в частности, вступающих в активную общественную жизнь, подростков, домашние компьютеры существенно изменяют бытовую деятельность воспитуемых.

Социально-культурная деятельность - это деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей, норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической и политической культуры . Информационно-коммуникационные технологии способны насытить ее чувствами и эмоциями, благотворно влияя на процесс воспитания. Приобщению к искусству и научной деятельности способствуют такие проекты как мультимедийные энциклопедии или возможность с помощью программы для серфинга в сети Интернет - браузера - увидеть известные полотна выдающихся художников с очень высоким разрешением и качеством.

Развлекательные информационные средства, формирующие досуговую деятельность, используя логические игры, музыкальные и художественные интерактивные программы, позволяют вовлечь подростка в жизнь, регулируемую стремлением к познанию.

Один из проблемных моментов использования информационных технологий в досуговой деятельности - качество контента . В развитых странах данный вопрос решается введением жесткого и объемного контроля за содержанием информации для детей и подростков. Во многие браузеры встроены средства, позволяющие осуществлять родительский контроль за качеством предоставляемой информации, разработана система кодов и паролей. Данные меры направлены на минимизацию доступа подростка к запрещенной информации, предотвращают вредное влияние и развращающее воздействие средств массовой информации на подрастающее поколение. К сожалению, в Российской Федерации не часто встречаются сайты, имеющие отметку о категории данного контента. Работа с включенной функцией минимального родительского контроля приводит к постоянному запрету посещения даже открытых сайтов (типа сайта Первого канала российского телевидения), что в целом не способствует широкому внедрению ограничивающих мер.

Другая проблема активного использования компьютерных технологий в общении и воспитании - компьютерная зависимость (компьютеромания), грозящая формирующейся личности оторванностью от реальной жизни, зацикливанием на виртуальном общении с ровесниками или искусственным интеллектом. Разнообразные программы экологии воспитания, широко применяемые за рубежом, рекомендации психологов и педагогов, позволяют избежать болезненного увлечения электронным миром. Подростку необходимо прививать представление о компьютерной игре, как о способе приятно «убить время», когда в этом возникает необходимость. Стремительно совершенствующиеся информационные технологии и беспредельно развиваемые ими предоставляемые возможности в настоящее время позволяют совершить это действие с большей пользой (например, прослушиваемые с помощью сотового телефона аудиокниги в виде МРЗ-файлов). социализация информационный компьютерный личность

Говоря о влиянии воздействия информационных технологий на конкретную личность, необходимо отметить, что эти воздействия опасны или полезны не столько сами по себе, сколько тем, что управляют мощными вещественно-энергетическими процессами. Суть влияния информации как раз и состоит в том, что вещественно-энергетические процессы, параметры которых на много порядков выше самой информации, начинают превалировать над личностью. Пользователи виртуальных миров более подвержены гипнозу и внушению, что может быть использовано против конкретного человека, группы людей, социальной группы. Виртуальная система, может быть использована как оружие, кодирующее и зомбирующее. За рубежом наблюдение за соблюдением прав граждан в этом отношении, за непричинением теми или иными технологиями вреда воспитанию и социализации подростка компетенция специальных уполномоченных по защите прав граждан в информационных системах.

Важно отметить, что в настоящее время скорость развития общества увеличивается. Передовые технологические разработки в корне изменяют понятие «информационные технологии» и оказывают достаточно сильное влияние на развитие и становление личности детей, подростков и молодежи не только в развитых странах (странах, где материальный доход позволяет приобщить ребенка к техническим новинкам), но даже и в странах третьего мира. С другой стороны - именно подростков всегда интересовали последние достижения в области информационно-коммуникационных технологий как средства развлечения и как средства получения информации.

На процесс приобщения подростка к информатизации как процессу деятельного познания оказывают влияние все общественные институты, действующие в данном обществе. Одним из определяющих является институт семьи, оказывающий как прямое (материальное) так и косвенное (нематериальное) влияние на применение подростком средств вычислительной техники для решения ежедневных проблем. Пример родителей определяет ведение ребенком с самого раннего возраста информационного образа жизни. Иногда пример так силен, что ученые и специалисты многих стран ставят вопрос о необходимости развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде, помогающей создать ориентиры воспитания для подростка.

Информационно-коммуникационные технологии все настойчивее изменяют нашу жизнь, увеличивая влияние на становление личности. Постоянно формируются новые технологии, все больше и больше затягивая нас в информационное общество, в котором, согласно Парето, более половины трудоспособного населения заняты в сфере предоставления информационных услуг. Следующая стадия развития общественного развития - ноосферное общество, в котором большая часть работающих будет занята в сфере производства новых знаний.

Следует заметить, что каждый из очередных этапов в развитии цивилизации, очевидно, сопровождается своей технологией обработки информации. Первый из этапов - аграрный, сопровождается ручной технологией обработки информации: ее скорость вполне соответствует объему обрабатываемых в то время данных. Далее можно установить следующие соответствия:индустриальное общество - механическая технология; постиндустриальное общество - электронная технология (ЭВМ на базе больших интегральных микросхем и т.п.). Создание персональных компьютеров привело к трансформации постиндустриального в информационное общество.

Широкое внедрение персональной техники сделало актуальным объединение локальных компьютеров в сети, которые в конце концов стали объединяться в глобальные. Военный американский проект АРКАМЕТ после распада Советского Союза был коммерциализирован и стал называться Интернет. Последний наложил особое влияние на процесс становления современных школьников: они используют всемирную сеть для подготовки к урокам, написания различных рефератов, обретению новых знаний и развлечений. Представляется, что в будущем должна появиться новая революционная информационная технология, которая и будет определять формирующееся и сформировавшееся ноосферное общество. Очевидно, что с ее появлением коренным образом изменится и процесс рождения новых знаний, и процесс становления личности.

Информационные технологии в развитии личности

Тип работы: Реферат Предмет: Информационные технологии Страниц: 16

Оригинальная работа

Тема

Выдержка из работы

Введение Информационные технологии получили широкое развитие в настоящее время.

Создание единой информационной среды дает реальную возможность получать дистанционно отличное образование. При таком подходе увеличивается роль самообразования.

В процессе обучения в школе с помощью информационных технологий дети учатся работать с текстами, создавать картинки, базы данных, использовать электронные таблицы. При использовании ИТ возрастает эффективность самостоятельной работы, появляются лучшие возможности для творчества. Компьютер открывает новые возможности для образования /6, "www.сайт"/.

Для жизни в информационном обществе становится важным сочетание устойчивого мировоззрения, свободы личности, способной творчески усваивать, перерабатывать и создавать информацию.

Количество молодежи, общающейся в сети и ищущей информацию в Интернет растет очень быстро. Вышеназванные факторы формируют проблему влияния современных информационных технологий на развитие личности как актуальную проблему психологии личности.

Введение 2

1 Психологические аспекты развития информационных технологий на современном этапе 3

2 Особенности самовыражения и восприятия при использовании информационных технологий 5

3 Игровая деятельность 7

4 Коммуникативная деятельность 9

5 Информационная культура личности 12

Список литературы 16

Список литературы

1. Бабаева Ю. Д. , Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, 1998, № 1

2. Войскунский А. Е. «Групповая игровая деятельность в Интернете», в печати. 1998.

3. Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты.- М: Технологическая школа бизнеса, 2002.

4. Дормашев Ю. Б. , Романов В. Я. Поглощенность деятельностью/Психология внимания. — М., 1995

5. Доронина О. В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление// Вопросы психологии, 1993, № 1.

6. Килимова Л. В. Роль информационных технологий в саморазвитии личности: Научное издание. — Курск: Курск, гос. техн. ун-т. 2003. — 63с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность понятия "средства массовой информации". Условия функционирования массовой коммуникации. Виды периодических изданий. Негативное воздействие СМИ на ребенка. Уровень влияния телевидения на школьников. Интернет и средства массовой информации.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2010

    Роль информации как инструмента управления обществом. Принципы функционирования глобального информационного пространства. Место информации в структуре психики личности. Способы обработки информации индивидами. Видение роли СМИ в официальной науке.

    презентация , добавлен 03.02.2016

    Интернет как средство массовой информации. Особенности размещения информации в сети. Дополнительные возможности изучения посетителей через Интернет. Электронные СМИ. Анализ структуры информационного сайта Интернет-версии газеты "Вятский наблюдатель".

    реферат , добавлен 21.06.2014

    Роль средств массовой информации (СМИ) в развитии принципов российского гражданского общества. СМИ в формировании политической культуры населения России. Роль СМИ в политической социализации личности в современном российском гражданском обществе.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2012

    Характеристика массовой коммуникации, ее основные цели и функции. Виды средств массовой информации (телевидение, радио, пресса, интернет и др.), их в формировании общественного мнения. Общие правила отношений с СМИ, понятие и задачи паблик рилейшнз.

    контрольная работа , добавлен 23.09.2010

    Средства массовой информации и воспитательное воздействие телевидения как лидирующего СМИ. Основные модели медиавоздействия на сознание человека. СМИ как часть медиакультуры. Интернет и пресса как субъекты медиавоздействия на подрастающее поколение.

    дипломная работа , добавлен 22.02.2011

    Из истории развития средств массовой информации (СМИ). Эволюция журналистики. Качество информационных технологий. Виды, функции, влияние на культуру средств массовой информации. Роль СМИ в формировании активности, в политической жизни общества.

    реферат , добавлен 22.11.2008

    Средства массовой информации (СМИ) являются одним из важнейших институтов современного общества и политическая борьба в России неразрывно связана со СМИ. Пресса, радио и телевидение становятся настоящей ареной для предвыборных баталий всех партий.

    Ефименко Владимир Николаевич, Коновалов Сергей Николаевич

    Северо-Кавказский филиал Московского технического университета связи и информатики (СКФ МТУСИ), г. Ростов-на-Дону

    Рассмотрены проблемы влияния информационных компьютерных технологий на развитие личностной компоненты студента в ходе профессиональной подготовки. Определены свойства компьютерных технологий, которые влияют на личностный контекст студента в процессе профессиональной подготовки. Показана взаимосвязь между личностным и информационным контекстами.

    Проблема развития субъекта деятельности в области инфокоммуникации, в контексте информации, как базовой компоненты подготовки специалиста многогранна в силу многовекторности движения каждого конкретного человека в предметном пространстве. Исходя из этого, в научно-теоретическом и практическом аспекте данная проблема может быть решена на основе таких методологических ориентиров, которые учитывали бы место и роль самого человека в процессе его профессиональной подготовки. С другой стороны, само предметное пространство является сутью развития личности: в этом смысле, – определяя роль и место подготовки как основы изменений личности, мы имеем возможность, отталкиваясь от сущности и структуры подготовки как таковой, подходить к освещению объективных начал человека определённого типа.

    Таким образом, дуализм ответа на проблему развития личности в информационном пространстве требует освещения взаимоотношения между обучаемым и предметным пространством.

    Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) в процессе подготовки студента по дисциплинам учебного плана позволяет посмотреть на проблему развития личности с точки зрения контекста пребывания студента в информационном пространстве. Информационное пространство, формируемое с посредством ИКТ для решения задачи развития личности должно обладать следующими свойствами:

    • формировать представления о сущности и структуре реального и потенциального основания позитивно-конструктивного развития человека;
    • четко определять сущностно-структурные границы деятельности человека в пространстве изменяющейся действительности;
    • позволять апробировать различные педагогические приемы развития человека в информационном пространстве;
    • проводить мониторинг динамики развития специалиста в конкретной области знаний, представляемой ИКТ;
    • предлагать перспективы развития личности специалиста в адекватном ему информационном контексте бытия.

    Возможность позитивно-конструктивного развития студента объективно связана с определением смыслового поля любого акта деятельности человека, как в личностном, так и профессиональном плане. После определения смыслового поля может быть обнаружено расширение (сатурация) или сужение (консулизация) информации, что требует корректировки степени присутствия в ИКТ вышеперечисленных свойств. Критерием оценки вектора формирования личности студента, при использовании ИКТ, является персонифицированное восприятие контекста реализации своего собственного “Я” в информпространстве.

    Конструктивизм связи информационного и личностного смысла зависит от усилий, которые необходимо затратить студенту на освоение представляемого материала. Величина этих усилий определяется не столько личностью студента, а, сколько параметрами информационного пространства, реализуемого с помощью ИКТ.

    Данные параметры по своей сути определяют:

    • потенциал самой информации (какой импульс изначально заложен в неё, что и как она несёт в себе);
    • интенсивность освоения студентом предъявленной информации.

    При этом, позитивное значение, как в первом, так и втором случае, отражает согласованность информационного и субъектного контекстов, а негативное – рассогласованность этих контекстов. Согласование информационного и личностного контекстов зависит уже от того, как человек реализует в себе самом возможность фиксации информации. От этого, в свою очередь, собственно зависит полнота реализации смыслового контекста в его целостном варианте: как в информационном, так и в личностном. Согласование, имеющихся контекстов – явление, постоянно изменяющееся как в содержательном, так и в структурном аспектах. Причинами изменения степени согласования контекстов являются:

    • непрерывная координация множества восприятий информации, когда студент пытается на основе интерпретации отдельных частей знаний, представленных с помощью ИКТ, получить целое;
    • изменение согласования контекстов на основе развития интерпретации, где проявляется вся критериальная целостность различных частей информационного пространства;
    • трансцендентность восприятия студентом смысловых элементов информационного пространства;
    • координация смысловых отношений между информацией и студентом в плоскостях внутреннего содержания информационного пространства, его трансцендентного наполнения и объектного восприятия.

    Таким образом, выше обозначенные приоритеты при их практической реализации в ИКТ должны опираться на две компоненты системы подготовки специалиста – личностную и профессиональную. Вопрос состоит не в различии этих компонент, а в адресности и направленности. Личностная компонента рассматривается как общекультурное направление развития субъекта в информпространстве, то есть она контекстна всей культуре, а профессиональная – направлена лишь на освоение субъектом определённого сегмента знаний. Интеграционная составляющая данных компонент является информационной по типу, индивидуальной по содержанию, локальной по характеру и контекстной по области применения.

    Таким образом, для развития личности специалиста в ИКТ должны найти отражение следующие аспекты, влияющие на формирование:

    • определённого типа культурного существования студента, где происходит акцентуация усилий личности на овладение информации как базисом современного существования;
    • индивидуального развития личности, где скорость и качество изменений зависят, прежде всего, от субъектных способностей;
    • локального развития личности специалиста, где проявляются особенности и специфика типа и характера деятельности конкретного профессионала, находящегося в том или ином информопространстве;
    • возможности использования информации в позитивно-конструктивном направлении личностно-профессионального развития специалиста.

    На наш взгляд, данное пространство в контексте развития личности специалиста имеют объективную природу. Объективность определятся жизненной и профессиональной необходимостью конкретного человека познать своё место в культуре, трансформировать его в профессиональную составляющую, и, в конце концов, сбыться в реальных и потенциальных векторах существования.

Похожие публикации