Информационное общество, его ценности и способы функционирования. Ценностные ориентации личности

В настоящее время человеческое общество переживает специфический этап своего развития - постиндустриальный или информационный. Формирование указанного типа цивилизации сопровождается переоценкой ценностей, выстраиванием новой ценностной иерархии, возникновением принципиально новых ценностей, переосмыслением ценностей традиционных.

Трансформация аксиологической системы во многом обусловлена изменениями во всех сферах общества. В экономической подсистеме происходит переориентация на развитие информационных технологий и высокотехнологичных производств, развивается рынок информационных продуктов и услуг. В политической сфере формируется так называемая элита знаний и компетентности - меритократия, то есть главенствующую роль приобретают личности и группы, владеющие информацией. Трансформируется социальная структура общества: возникают новые профессиональные группы, осуществляющие деятельность в информационной сфере. Не является исключением и духовная сфера общества, где формируется принципиально новый тип культуры - информационный, зарождаются новые аксиологические и этические феномены.

В новом обществе появляется новый тип человека - Homo iformaticus - человек информационный, который отличается от homo sapiens, в том числе, и ценностными ориентациями. Для нomo iformaticus владение информационно-аналитическими технологиями является базовой стратегией информационно безопасного социального поведения, в соответствии с которой он мог бы анализировать поступающую к нему информацию, адекватно оценивать ее и выстраивать свое поведение в зависимости от результатов указанного анализа.

Homo iformaticus осуществляет значительный объем своей деятельности в виртуальной реальности. Следовательно, главными ценностями для него являются своевременное быстрое получение широкого спектра информации, возможность мгновенного оперирования информационными ресурсами и потоками, возможность осуществления процессов коммуникации в режиме on-line, то есть в реальном времени, здесь и сейчас. Осуществлять жизнедеятельность в виртуальной реальности человеку позволяют инфокоммуникационные технологии, которые сами по себе, как таковые, приобретают для индивида аксиологическую значимость. Упомянутые выше технологии формируют поведенческую стратегию как в профессиональной деятельности, так и в обыденной жизни, поскольку для многих людей являются своеобразным, а иногда и единственным «окном в мир».

Современная личность, занимающая активную жизненную позицию, не мыслит себя без так называемых «гаджетов» - телефона, смартфона, компьютера. Они позволяют осуществлять связь с внешней средой (получать знания, проводить досуг, вести деловые переговоры, общаться с друзьями и близкими) независимо от времени суток и местонахождения коммуникантов. Подобная постоянная связь не позволяет человеку экзисцировать, погружаться в собственное «Я», остро переживать свое одиночество даже будучи, по какой-либо причине, оторванным от социума. Она дает возможность ощущать себя «в гуще событий», наблюдать объекты и процессы, оценивать их, искать решение проблем в реальном времени. Более того, указанная возможность превращается в необходимость по следующим причинам. Во-первых: в связи с требованием внешнего мира соответствовать передовым тенденциям и критерию оперативности. Во вторых: под влиянием субъективных факторов, таких как желание личности не упустить ничего интересного и важного, быть в курсе всех событий, представляться окружающим осведомленной о происходящих процессах и явлениях.

Но виртуальное существование человека, не способно избавить его от одиночества в реальном мире, поскольку «жизнь в киберпространстве - это в высшей степени индивидуализированный опыт: невозможно "бродить по просторам" Интернета вдвоем или группой. Обеспечивая доступ к огромным информационным ресурсам, облегчая общение …, Интернет в то же время имеет разъединяющий эффект и приводит к дальнейшему усугублению индивидуализма» . Человек обособляется, удаляется от реального общества себе подобных, где общение приносит не только удовольствие, но и является трудом по построению реальных отношений, перестроить, исправить которые значительно труднее, чем виртуальные.

Виртуальная жизнь в реальном времени воспринимается большинством обывателей как несомненное достоинство современной цивилизации, как безоговорочное благо для человека. Однако, здесь кроется еще одна серьезная проблема: существование on-line, является одним из факторов, детерминирующих ускорение социального времени. У человека остается все меньше времени для осмысления различных событий, принятия решений, осознание их последствий и ощущение самой жизни. Будучи постоянно включенным в процесс коммуникации, стремясь к максимально активной деятельности, «торопясь жить», индивид перестает ценить одиночество как возможность для самосозерцания и самопознания, забывает о том, что познание мира начинается с познания себя, понимание внешних событий и их причин невозможно без понимания внутренних диалектических взаимосвязей и мотивов своей деятельности.

Инфокоммуникационные технологии позволяют человеку расширять круг общения, преодолевать географические преграды и государственные границы, так сказать, не выходя из дома. Ведя виртуальный диалог, коммуникант далеко не всегда может зрительно контактировать со своим визави, а, значит, знать, кто находится на «другом конце провода». То есть, общение могут осуществлять вымышленные, искусственно сконструированные, реально не существующие личности. Подобный вымысел имеет место по ряду психологических причин и чреват риском подмены реальной личности на выдуманную. Наиболее часто подобная ситуация наблюдается в социальных сетях, где для коммуникантов важно «казаться», а не «быть», где легко скрыть (а не решить!) свои комплексы и проблемы за «аватаром». В итоге человек вживается в свой вымышленный образ, подавляя настоящее «Я», принимает кажимость за действительность, а глубинные желания, истинные потребности и реальные стремления остаются нереализованными, периодически напоминая о себе глубокими депрессиями и потерей смысла жизни.

Перемещение межличностного общения в сферу Internet, особенно среди подрастающего поколения, влечет за собой проблему неумения грамотно строить устную и письменную речь. Дело в том, что в процессе on-line общения человек, как правило, использует разговорные обороты, не заботится о соблюдении правил орфографии и пунктуации. В результате не вырабатывается навык грамотного письма. Кроме того, необходимость выражать мысли в четкой письменной форме, по наблюдениям специалистов, дисциплинирует мышление, поскольку в этом случае отсутствует возможность в любой момент перефразировать предложение, без потери смыслового содержания как это допустимо в устной речи.

Еще один аксиологический аспект on-line коммуникации состоит в следующем.

С развитием сети Internet, очные контакты становятся, так сказать, не модными. Стремясь дистанционно общаться, люди экономят время, но теряют романтику ожидания, предвкушения встречи, которые сами по себе весьма ценны и доставляют массу приятных эмоций. Необходимо отметить, что при дистанционной коммуникации невозможно передать ни тонкие оттенки чувств, что в реальности осуществляется при помощи невербальных символов (интонации, жестов, взглядов), ни простое человеческое тепло. О всегда так необходимо: способно поддержать, утешить, выразить любовь и дружбу, а «смайлик» в конце печатной фразы его передать не в состоянии.

Итак, для информационного человека на первый план выходит виртуальная коммуникация, осуществляемая посредством телекоммуникационных систем, к которым кроме компьютерной техники относят и телефонную связь. По этой причине происходит отмирание литературного эпистолярного жанра. Реальное межличностное общение, соответственно, отходит на второй план.

Упомянутое выше обесценивание чтения представляет весьма сложную проблему современного общества. Информационная цивилизация предоставляет человеку массу возможностей получения разного уровня информации об окружающем мире. Но такие актуальные в наши дни источники знаний как телевидение и Internet не способны полностью заменить литературу, поскольку они не выполняют ее основных функций - гуманитарной и воспитательной. А наиболее «рейтинговая» и злободневная информация, которой изобилуют указанные источники, имеет обратное действие - дегуманизирует личность.

В XXI веке особую актуальность приобретает вопрос ценности естественного интеллекта. Это связано с широким распространением искусственного разума. Таковым ученые именуют не только сложнейшую технику, имитирующую мыслительные процессы, происходящие в мозгу человека, но и простые электронно-вычислительные машины, такие как персональный компьютер, смартфон. Обесценивание человеческого разума, а зачастую и его ослабевание вызвано тем, что вычислительная техника и технологии различного уровня сложности берут на себя часть функций интеллекта личности (например, выполняют за нас расчеты, проверяют правописание, напоминают о важных событиях и т.д.). В силу этого разум «расслабляется», утрачивает стимул и потенциал развития, а в некоторых случаях и деградирует.

Не менее важны в условиях информационной цивилизации и социальные ценности, главной из которых является равенство. В данном контексте речь идет о равенстве доступа к информационным ресурсам и технологиям как граждан различных регионов одного государства, так и представителей стран с разным уровнем развития. Поэтому одним из важнейших аспектов деятельности любого государства является осуществление политики, направленной на установление указанного равенства, являющееся в наше время неотъемлемым аспектом социальной справедливости. Без соблюдения этого аспекта весьма сложно обеспечить равенство стартовых возможностей граждан, равенство доступа к образовательным, медицинским и государственным услугам.

Современная информационная цивилизация претендует на звание «общества равных возможностей». Обеспечению подобного статуса способствуют следующие факторы. Во-первых: развитие и широкое распространение инфокоммуникационных технологий, дистанционного образования, занятости, получения услуг; во-вторых: гуманизация общества, которая должна стать главной целью государственной политики и самого социума. В негуманном обществе невозможно достойное существование личности как в физическом, так и в социальном, и в духовном ее проявлениях, поскольку технический и технологический прогресс не имеет смысла без развития культуры.

Аксиологические перемены затрагивают и сферу экономики: идеология упорного добросовестного труда заменяется ценностями финансового успеха. Подобная ситуация имеет место быть и в сфере производства информации: более высокий социальный статус, обеспеченный властными полномочиями и материальным благосостоянием имеют обладатели информации (и прав на ее использование), которые далеко не всегда являются производителями знаний и технологий, а последние занимают более низкие социальные позиции.

Еще одной важной аксиологической проблемой является статус религиозного и художественного познания. Данные виды познания ориентированы на идеальные объекты и феномены, без которых жизнь духовно развитой личности представляется неполноценной, поскольку именно они воспитывают в человеке способность к сочувствию и уважению к ближнему, любовь к прекрасному и возвышенному. Без их немыслимо комплексное и всестороннее освоение окружающей нас действительности. Тем не менее, эти виды знания все более обесцениваются, а владеет ими все меньшее число людей.

Следует отметить, что обесценивается и сам феномен знания как такового. Наибольшей значимостью наделяется не факт знания, а способность его приобрести, найти в информационной системе в нужном объеме в конкретный момент времени, когда возникает потребность. Дальнейшее сохранение этого знания в мозгу человека (а не на жестком диске компьютера или сервера) не только не имеет смысла, но и представляется излишним многим членам нашего общества. Соответственно, эрудированная, энциклопедически образованная личность утрачивает статус уважаемой, интересной и, что важно, востребованной в социуме, зачастую превращаясь в своеобразный атавизм. Об этом свидетельствуют и последние тенденции в сфере российского высшего образования: появление направлений подготовки «прикладной бакалавриат», упразднение специалитета, уменьшение количества гуманитарных дисциплин как по выбору, так и обязательных для изучения. Хотя именно социально-гуманитарный блок имеет направленность на развитие лучших духовных качеств личности, ее гражданской позиции, способности широко и свободно мыслить, что так важно в современном прогрессивном социуме и государстве.

Становление информационного общества вызывает к жизни принципиально новый аксиологический феномен - консьюмеризм и связанные с ним ценности потребления. Современный тип цивилизации достиг достаточного уровня развития в информационно-коммуникационном плане для того, чтобы тиражировать идеи необходимости неограниченного потребления, высвобождать личное время для реализации указанной необходимости; технико-технологическом и экономическом аспектах, что позволяет расширить масштабы производства для обеспечения потребления. Согласно идеологии консьюмеризма, благополучен в социальном, культурном и интеллектуальном аспектах тот, кто озабочен «перхотью в голове, волосами на ногах, вялой работой кишечника, мало привлекательной формой груди, больными деснами, лишним весом и застойными явлениями кровообращения» . Здесь мы можем наблюдать еще один результат развития, но развития регрессивного homo sapiens - homo consumens - человека потребляющего. Если человек разумный стремится к творчеству, к самореализации через созидание, то человек потребляющий видит единственный способ реализовать себя в идолопоклонстве - поклонении вещам, вещизме.

Происходит смена мировоззрения общества, граничащая с культурной революцией: музеи, выставки, галереи и театры уступают место шопингу, ночным клубам, социальным сетям и компьютерным играм. Человек все в большей степени стремится посвящать свой досуг не духовному и интеллектуальному развитию, а удовлетворению физических потребностей и примитивных желаний. Наступает эра консьюмеризма - стремления человека через приобретение материальных ценностей ощутить определенное социальное превосходство и приобщиться к какой-либо общественной прослойке. «Религия конца XX века», - называет данное направление С. Майлс , подчеркивая надиндивидуальность этого феномена, его общественную значимость и закрепленность не только в сознании личности, но и в общественном сознании.

В идеологии консьюмеризма, захлестнувшей развивающееся информационное общество, по-новому воспринимаются и оцениваются обычное человеческое общение, взаимодействие. «Такие универсальные формы человеческих отношений, как любовь и секс, также все в больших масштабах приобретают форму рыночных услуг, превращаются в формы потребления. Проституция как древнейшая профессия не только сохраняется в обществе потребления, но приобретает новые масштабы и формы. Ее суть - предложение секса как рыночной услуги. В современных условиях такая услуга удовлетворяет потребности людей, испытывающих дефицит времени и обычных форм общения» .

Итак, в современном консьюмеристском мире происходит замена возвышенных ценностей духовно развитой личности на сугубо утилитарную потребительскую идеологию. А бо́льшим уважением зачастую пользуется тот человек, у которого более современный смартфон, компьютер и т.д., а не тот, кто лучше образован, имеет широкий кругозор, культурен и способен к творчеству. Состоявшейся личностью признается та, которая соответствует некоторым внешним критериям успешности, благополучности и престижности, а не является таковой в действительности.

Таким образом, в период становления и развития информационной цивилизации происходит трансформация системы ценностей человека и общества.

Утрачивают свое значение ценности живого общения, реального знания, религиозного и художественного познания, самостоятельного свободного мышления; на их место приходят ценности потребления; доступа к инфокоммуникационным технологиям и информационным ресурсам; адаптации к виртуальной реальности; категория равенства переносится в информационную сферу. Новый вид человека - homo iformaticus - во главу угла часто ставит не духовную сферу, а материальную; он стремится не столько к идеалу, сколько к потреблению; заменяет реальную жизнь игрой, а личностные отношения - виртуальными.

Современные общества, имеющие статус информационных, к сожалению, не всегда достойны именоваться гуманистическими. Иллюстрацией данного утверждения могут служить такие печальные события, как стрельба в московской школе и аналогичные прецеденты на западе, которые спровоцированы, по мнению многих психологов, жестокими виртуальными играми и банальным невниманием к реальной человеческой личности.

Базовые для передового общества гуманистические ценности должны укреплять свои позиции в условиях технически и технологически развитой цивилизации. Указанная необходимость обусловлена тем, что прогресс материальной и информационной сфер бытия социума является лишь внешней стороной развития общества, фактором, облегчающим, упрощающим человеческое существование и жизнедеятельность. Истинный прогресс человечества состоит в совершенствовании самой личности, развитии ее сознания, интеллекта и духовных качеств. Высокоразвитым можно назвать только такое общество, где воплощается в реальность хрестоматийный тезис Л. Фейербаха: «человек человеку - Бог», где «быть» важнее чем «казаться», а категорический императив И. Канта действительно имеет статус всеобщего законодательства.

Ссылки на источники
1. Леонтович О. А. Проблемы виртуального общения // Электронный журнал «Полемика». - Выпуск №7. [Электронный ресурс]. URL: http://www.irex.ru/press/pub/polemika/07/leo . - [Дата обращения: 25.01.2014].
2. Маклюэн. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева. М., 2003. 464 с.
3. Miles S. Consumerism - as a Way of Life. London et al.: SAGE Publications, 1998. 174 р.
4. Ильин В. И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. - 2005. - Т. XIV. - № 2. - С. 3-40.

Для людей, обладающих свободой выбора, этические проблемы неизбежны. Имея перед собой множество вариантов действий, они вынуждены решать, какой из вариантов является правильным с моральной точки зрения, а это предполагает знание характеристик «этического выбора».

Для характеристики проблемы этического выбора используются несколько базовых понятий.

Ответственность -- характеристика людей и ключевой элемент этичных действий. Ответственность означает, что вы принимаете на себя потенциальные издержки, долги и обязательства за ваши решения.

Подотчетность -- характеристика систем и социальных институтов. Подотчетность означает, что существует механизм для определения, кто предпринимает те или иные действия и кто несет ответственность за них. ИС и организации, в которых невозможно выявить, кто предпринимает действия и какие именно, нельзя подвергнуть этическому анализу.

Обязанности расширяют понятие ответственности и переносят его в законодательную область. Обязанность -- характеристика общественных систем, в которых предусмотрено возмещение индивидам вреда, причиненного людьми, предприятиями или организациями.

Введенные понятия создают основу этического анализа ИС и действий людей, которые ими управляют.

Сталкиваясь с ситуациями, в которых возникают этические вопросы, нужно уметь анализировать причины их возникновения. Для этого можно использовать следующую процедуру.

1. Выявите и явно опишите факты. Выясните, кто, что делает, для кого, где, когда и как. Нередко первоначальные сообщения бывают ошибочными, и зачастую простое упорядочение фактов помогает найти решение. Это также способствует достижению согласия с оппозиционной стороной, вовлеченной в этическую дилемму.

2. Сформулируйте причины конфликта или дилеммы и договоритесь о ценностях, которые должны лечь в основу решения. Этические, социальные и политические вопросы всегда связаны с определенными ценностями. Стороны в споре должны установить ценности более высокого порядка (свободу, право на конфиденциальность, защиту частной собственности и свободные предпринимательские системы), которые соответствуют ситуации конфликта.

3. Выявите заинтересованные стороны. В решение каждого этического, социального или политического вопроса вовлечены стороны, которые заинтересованы в том или ином результате. Необходимо выяснить, что это за группы и чего они хотят. Это обязательно принесет пользу впоследствии, когда будет обсуждаться выход из ситуации.

4. Обобщите мнения, которые разумно учесть. Вы можете обнаружить, что ни один выбор не удовлетворяет все заинтересованные стороны и что некоторые варианты все же лучше других. Хорошее и этичное решение не всегда одинаково выгодно для всех заинтересованных сторон.

5. Оцените потенциальные последствия принимаемого решения. Некоторый вариант решения может быть этично корректным, но неудовлетворительным с других точек зрения. Определенный вариант выбора может быть приемлем в одной ситуации, но его нельзя обобщать на другие случаи. Всегда спрашивайте себя: «Что будет, если я стану выбирать такой вариант постоянно?»

Как только анализ завершен, подумайте, какие этические принципы и правила нужно учесть, чтобы принять решение. Какие ценности высокого порядка используются в обосновании решения?

При решении вопроса, каким этическим принципам следовать и каким из них отдать предпочтение, полезно рассмотреть те принципы, которые прошли исторический отбор.

1. Ведите себя с другими так, как вам хотелось бы, чтобы они вели себя с вами (Золотое правило). Поставьте себя в ситуацию других и подумайте о себе как об объекте решения -- это поможет вам понять, насколько «справедливо» ваше решение.

2. Если действие не должен предпринимать один человек, тогда его не должен предпринимать и никто другой (императив Иммануила Канта). Спросите себя: «Если кто-то будет поступать так, может ли организация или общество выжить?»

3. Если действие нельзя повторять неоднократно, тогда его нельзя предпринимать ни разу. (Правило Декарта). Некоторое действие может создать изменения, которые сейчас приемлемы, но его повторение могло бы привести в долгосрочной перспективе к неприемлемым последствиям. Это может означать, что «вступив на ненадежный путь, вам невозможно остановиться».

4. Предпринимайте действия, которые помогают достигать более высоких ценностей (Принцип полезности). Это правило означает, что у вас есть определяющие приоритеты и вы способны оценить последствия различных стратегий.

5. Отдавайте предпочтение действиям, которые ведут к наименьшему злу или наименьшим издержкам. (Принцип неприятия риска). Некоторые действия обладают недопустимо высокой стоимостью неудачи при очень низкой ее вероятности (постройка ядерной электростанции в городской черте), или высокой «стоимостью» неудачи при умеренной вероятности (увеличение скорости -- автомобильные аварии). Избегайте действий, которые могут вызвать большие издержки, особенно если вероятность такого рода последствий достаточна высока.

6. Предположите, что кто-то фактически владеет какими-то материальными и нематериальными объектами, хотя возможно, что это и не так. (Этическое правило «Нет бесплатного завтрака»). Если нечто, созданное другим полезно и для вас, значит это «нечто» имеет ценность, и вам следует предположить, что его владелец захочет получить компенсацию за свою работу.

Этические правила носят общий характер и у них так много исключений, что нельзя считать их абсолютным руководством к действию. Тем не менее, мероприятиям, которые не проходят через сито этих правил, следует уделить повышенное внимание, поскольку даже отдаленное сходство с неэтичным поведением может принести вашему предприятию столько же ущерба, как и само такое поведение.

Когда группа людей претендует на то, чтобы называться профессионалами, они придерживаются определенных правил и берут на себя обязательства, базирующиеся на знаниях, осмотрительности и ответственному отношению к своему делу. Соответствующие кодексы поведения создаются профессиональными ассоциациями, которые берут на себя ответственность за регулирование деятельности своих коллег, определяя квалификацию и компетенцию для вступления в ассоциацию. Кодексы этики гарантируют, что профессионалы осуществляют свою деятельность в интересах всего общества, в свою очередь, они получают высокую оплату и уважение к их статусу.

Помимо этих моральных императивов, профессионалы должны учитывать право на частную жизнь, здоровье и благополучие людей при выполнении своей работы и выражать нанимателям свое мнение относительно любых негативных последствий их решений для коллектива и для общества в целом.



Информационное общество. Состояние и тенденции развития информационных технологий и их влияния на жизнь общества и гражданина. Электронные услуги, электронное правительство, е-включенность, электронный бизнес, телемедицина и другие грани информационного общества.

Развитие современного общества невозможно без информационных технологий, что позволяет говорить о новой фазе общественного развития, которая получила название «Информационное общество». Развитием концепции информационного общества занимались многие выдающиеся ученые мира, такие как У. Мартин, М. Кастельс, М. Маклюэн, Й. Масуда, Т. Стоуньер. Автором этого термина считается профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши.

Информационное общество – это такая стадия развития общества, когда использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает существенное влияние на основные социальные институты и сферы жизни:

      • экономика и деловая сфера,
      • государственное управление,
      • образование,
      • социальное обслуживание и медицина,
      • культура и искусство.

Средства коммуникации - телефония, радио, телевидение, сеть Интернет, традиционные и электронные средства массовой информации – технологическая основа информационного общества.

Посмотрим, каким образом информационное общество может проявляться в различных сферах нашей жизни.

Экономическая: информация используется в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости, получает развитие электронный бизнес. Не нужно командировать представителя к деловому партнеру из другого региона, документы заверяются электронной цифровой подписью. Не нужно тратить время на выбор товара, достаточно просмотреть каталог электронного магазина. Не нужно посещать налоговую инспекцию, чтобы сдать налоговую отчетность. Не нужно тратить время на дорогу, чтобы выполнить свою работу (для некоторых видов профессиональной деятельности). Не нужно ехать в кассу, чтобы купить билет на поезд, его достаточно заказать и оплатить дистанционно.

Политическая: свобода информации, ведущая к развитию электронной демократии, электронного государства, электронного правительства. Чтобы выразить свое мнение по тому или иному вопросу или сформировать группу единомышленников для воплощения какой-либо инициативы, достаточно зайти на соответствующий сайт в сети Интернет. Для получения государственной услуги достаточно дистанционно заполнить форму запроса, а через определенное время получить необходимый документ в свой почтовый ящик. Об электронном правительстве подробнее будет рассказано в следующей лекции.

Электронное государство - это способ повышения эффективности деятельности государства, основанный на использовании информационных систем. При этом подразумевается, что с использованием ИКТ функционируют исполнительная (электронное правительство), и законодательная власти (электронный парламент, электронная демократия), а также судебные органы (электронное правосудие).

Можно сказать, что в настоящий момент идет процесс становления электронного государства, о чем свидетельствует появление Единого портала электронной демократии Российской Федерации
(http://e-democratia.ru/). Система «Электронной демократии» дает возможность участвовать в принятии управленческих решений, публичных обсуждениях официальных документов и контроле деятельности органов власти.

Социальная: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни. Чтобы получить консультацию специалиста, пациенту не нужно ехать в медицинский центр, а достаточно будет оставить свои документы на портале и в назначенное время выйти на связь с профильным врачом (телемедицина). Чтобы получить помощь в чрезвычайной ситуации, достаточно воспользоваться единым номером экстренных служб (например, система «Забота», о которой будет подробнее рассказано в одной из следующих лекций). Чтобы собрать ученика в школу, достаточно скачать комплект учебников с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге.

Культурная: признание культурной ценности информации (например, проект ЮНЕСКО «Цифровое наследие»). Чтобы подобрать литературу по интересующей тематике, достаточно воспользоваться электронным каталогом любой библиотеки на всей территории страны. Чтобы посетить зарубежный музей, достаточно побывать на соответствующем сайте. Чтобы получить образование в любом университете мира, нужно обратиться к его ресурсам дистанционного обучения.

Можно сказать, что информационное общество в наибольшей степени проявляется в странах, которые характеризуются как «развитое постиндустриальное общество», (Япония, США, Западная Европа).

Приведем некоторые даты, стратегии и программы. В марте 2000 Европейским Союзом принята 10-летняя рабочая стратегия экономического, социального и экологического обновления, получившая название "Европейская сфера исследований" (ERA - "European Research Area"). Целью этой стратегии является переход ЕС к наукоемкой экономике, которая должна стать наиболее динамичной и конкурентоспособной в мире.

Одним из проектов, стимулирующих интенсивное экономическое развитие и укрепление позиций ЕС на международном рынке, стал крупнейший политический проект "Электронная Европа" (eEurope), в рамках которого может осуществляться множество программ как внутри стран – членов ЕС, так и на уровне Европейской Комиссии.

В 2000 году лидеры «Большой Восьмерки» приняли Окинавскую хартию глобального информационного общества. Хартия указывает на важность развития информационного общества для повышения благосостояния граждан и развития экономики в целом. В ней объясняется, как новые технологии и их распространение являются на сегодняшний день ключевым движущим элементом социально-экономического развития стран. Хартия также указывает на необходимость внедрения национальных и интернациональных стратегий реализации поставленных задач.

Развитием идей информационного общества можно считать поддержанную ЮНЕСКО концепцию «общества знания», в которой делается акцент на гуманистические принципы. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации, и ядром социальной организации становится университет как центр производства, переработки и накопления знания. Особо подчеркивается то, что в «обществе знания» приоритетами должны являться качество образования, свобода выражения мнений, универсальный доступ к информации для всех, уважение культурного и языкового разнообразия.

Развитие информационного общества неизбежно приводит к тому, что множество специалистов работают в сфере производства и распространения информации. Это требует не только новых навыков и новых знаний, но и нового мышления, желания и возможности учиться на протяжении всей жизни.

К сожалению, в нашей стране пока наблюдается недостаточный уровень развития отрасли информационных технологий, что приводит к отставанию от мировых лидеров. Препятствует становлению информационного общества в России и недостаточный уровень распространения базовых навыков использования информационных технологий как среди населения в целом, так и среди государственных и муниципальных служащих.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, носят комплексный характер. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.

В результате выполнения федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», был создан определенный задел в области внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и организации предоставления государственных услуг.

Поскольку развитие информационного общества является платформой для решения задач более высокого уровня - модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития, были приняты Стратегия развития информационного общества и государственная программа «Информационное общество (2011-2020)» (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Компоненты программы «Информационное общество»

Мероприятия Программы в соответствии со Стратегией должны обеспечить следующим результаты:

Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
повышение качества образования, медицинского обслуживания и социальной защиты населения на основе информационных технологий;

Совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

Развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных технологий, повышение трудовой мобильности и обеспечение занятости населения;

Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

Развитие науки, технологий и техники, а также подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;

Сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, а также развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях угрозы интересам России.

В настоящее время технические и экономические аспекты становления информационного общества выходят на первый план. К сожалению, социальные и гуманистические стороны этого процесса пока развиваются в недостаточной мере.

Нельзя не отметить, что в России распространено такое сложное социально-экономическое явление как информационное неравенство. Многие местности и социальные группы пока еще не имеют доступа к информационным технологиям и выпадают из информационного общества. Для решения этой проблемы необходим комплекс мер, включающий не только развитие телекоммуникационной инфраструктуры, но и ликвидацию «информационной безграмотности» граждан, помощь малообеспеченным слоям населения в приобретении вычислительной техники, создание пунктов общественного доступа.

Таким образом, в современном мире информационные технологии оказывают заметное влияние на жизнь общества и гражданина во всех сферах общественной жизни. В России при поддержке государства происходит процесс становления информационного общества: реализована федеральная целевая программа «Электронная Россия», приняты «Стратегия развития информационного общества» и государственная программа «Информационное общество».

Практика

Упражнение 1.1
Прочтите статью «России нужна электронная демократия» (http://experttalks.ru/book/export/html/325).
Сформулируйте, пожалуйста, своё отношение к интернет-демократии и к идее электронного голосования.

Упражнение 1.2
Просмотрите видеоролик «Электронные услуги: проверено на себе» (http://rutube.ru/tracks/4693692.html).
Как вы оцениваете ситуацию, в которую попал журналист?
Имеется ли у вас опыт получения электронных услуг? Позитивный или не очень?



В информационном обществе возникает и развивается информационно-электронная экономика: информация обладает свойствами капитала, становится основой экономики, нормальное функционирование экономики определяется развитием информационной индустрии и рыночных информационных систем. Главная сфера экономической деятельности – сфера услуг, наука. Образование; форма социальной организации – университеты; доминирующее сословие – ученые и профессиональные специалисты. В этом обществе информация становится более важной составляющей, чем земля, труд, капитал, сырье; массовое стандартное производство заменяется новой системой индивидуального «ремесленного» производства, в основе которой лежит не ручной, а умственный труд, базирующийся на информатике и супер-технологии.

В информационном обществе происходит глобальная экономическая интеграция, переход от самодостаточной и изолированной экономики к мировой экономике. Нарастающей тенденцией такого общества является массовая миграция населения (в поисках интересной и перспективной работы).

Еще одна тенденция нового общества – движение от узких специалистов к «фундаменталистам», способным адаптироваться к новой технике.

Информационное общество – это общество с развитой системой надомного труда. Работа для большинства людей в таком обществе должна быть вариативной, неповторяющейся и ответственной, требующей от индивида способности свободы действий, оценки, суждения. Информационное общество - это гражданское общество на базе развития индивидуальной интеллектуальной собственности. В таком обществе видоизменяются и социальные отношения, на место классовой дифференциации приходит дифференциация профессиональная, а вертикаль взаимоотношений вытесняется системой непосредственных связей между людьми, причем предпочтение отдается развитию неформальных контактов и коммуникаций.

Характеризую информационное общество, следует заметить, что в нем происходит сдвиг человеческого бытия в сторону культуры, которая все больше и больше пронизывает все стороны жизни человека, выдвигается в центр общественных процессов.

Информационное общество – это общество, в котором информация и уровень ее использования существенным образом обусловливают перспективы экономического развития и экономических изменений, а также качество жизни, в результате чего формируется новое информационное сознание.

Новые ценности информационного общества заставляют задуматься над вопросом, каким должно быть современное образование. Ответ на этот вопрос заложен в самой характеристике информационного общества. Прежде всего, необходимо фундаментальное образование. Принцип фундаментализации ориентирует содержание дисциплин на выявление глубинных сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира. Фундаментальное образование – это та база, которая впоследствии позволит варьировать виды деятельности, менять профессии, повышать квалификацию.


В центре внимания современного образования находится деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное приращение и развитие. Образование в этом случае – не столько передача ученику знаний, сколько формирование самого себя. Таким образом, приоритетным в современном образовании является формирование «личностного знания», не утрачивающегося с возрастом, а только непрерывно возрастающего. Знание лишь тогда становится достоянием субъекта, когда оно представляет собой содержание и продукт его собственной мыслительной деятельности. Поэтому процесс обучения должен быть организован как «самодвижения по пути познания»

Одним из способов формирования личностного знания является организация продуктивного диалога с текстом или другим субъектом. Именно в диалоге возрастает информация, качественно преобразуются субъекты диалога. Еще один способ формирования личностного знания – развитие умения учиться, самостоятельно искать, добывать и приобретать знания. Это же является и важнейшей целью современного образования в целом: умение ориентироваться в современном информационном потоке и продолжать собственное саморазвитие в стремительно меняющемся мире.

Современный человек находится в контексте всеобщей интеграции, интегрируется все: экономика, науки, культура, подходы и концепции. Умение ориентироваться в этом водовороте, готовность к жизни и деятельности в активно взаимодействующем мире – также одна из задач образования. Наибольшего внимания к себе в этих условиях требует сама личность человека, стоящая в центре всех педагогических концепций последнего времени. Ее качественные изменения, ответственность и готовность к самореализации, способность социализироваться и адаптироваться к быстроменяющемуся миру – все это требует особой заботы и обусловливает специфику современного образования. Это означает, что происходит все большая актуализация необходимости перемен в системе образования. Требуется действительная и действенная модернизация образования: модернизация приоритетов, ценностей, отношений, взаимодействий и т.д.

Высокий уровень инноваций, быстрота происходящих в обществе изменений приводит к ускорению процесса старения знаний от 5-7 лет в наиболее быстроразвивающихся научных направлениях, до 10-12 лет во многих областях науки и техники и до 15 лет в некоторых научно-прикладных отраслях знания и инженерно-технических специальностях. Отсюда насущной потребностью становится воспитание и поощрение работника нового типа: образованного, предприимчивого, настроенного на обучение в течение всей своей жизни.

Непрерывное образование (повышение квалификации) в информационном обществе включает два аспекта:

1. Формирование электронной грамотности. (Дети нового, компьютерного поколения, согласно наблюдениям ученых, в состоянии прочитывать в день до 8 книг по 300 страниц каждая не только в результате освоения скорочтения, но, прежде всего, благодаря компьютерным технологиям уплотнения и графической подачи информации).

2. Формирование духовно богатой личности. Только высококультурный, духовно богатый человек способен к самостоятельному творчеству и высококачественной работе. Только тот менеджер может успешно управлять людьми, использовать наилучшим образом все резервы «человеческого фактора», который осознает сложность человеческой психики, учет понять внутренний мир окружающих его людей, руководствуется четкими нравственными критериями, а этому лучше всего учит великая литература.

Система повышения квалификации и переподготовки занимает достойное место в информационном обществе в связи с невиданной динамичностью развития этого общества.

Таким образом, информационное общество предъявляет более высокие требования ко всей системе образования, включая все ее этапы.

Таким образом, специфика информационного общества и переход к этому обществу, обусловливают необходимость существенных изменений в системе образования.

В связи с этим, на этапе зарождения и развития информационного общества, следует выделить следующие задачи образования:

1. Развитие многомерной, разносторонней духовно богатой личности, способной к самостоятельному творчеству и высококачественной работе.

2. Воспитание личности свободной и ответственной, способной постоянно в процессе жизни совершать выбор из широкого спектра (в политике, культуре, труде, потреблении…) и нести за него ответственность.

3. Формирование личности, целью которой является наиболее полная самореализация внутреннего личностного потенциала.

4. Воспитание самостоятельной личности, рассчитывающей в жизни только на собственные силы, возможности, работоспособность.

5. Формирование личности, не только готовой к постоянным изменениям жизни (места жительства, работы, профессии, образа жизни), но и активно их инициирующий.

6. Развитие личности, способной к активной работе в коллективе, готовой выполнить во временной творческой группе любую функцию (от подчиненной до лидерской), открытой к продуктивному диалогу.

7. Выработка у учащихся не только навыка самообучения, но и стремления постоянно совершенствовать собственные знания, умения, навыки, потребности к непрерывному самообразованию.

8. Образование фундаментально подготовленных учащихся, что в перспективе позволит на этой базе (на основе багажа фундаментальных наук) адаптироваться к новой технике и изобретениям, а при необходимости менять профессиональную ориентацию.

9. Развитие информационной культуры учащихся, причем не статичной, а динамично развивающейся, совершенствующейся.

Осуществление задач образования на этапе формирования информационного общества – актуальная проблема современного поколения педагогов.

Таким образом, эти задачи являются приоритетными и первостепенными для разработки программы информатизации СОПШДО № 17 и организации мероприятий для ее реализации.

2. Информационные технологии в образовании

Для современной системы образования характерно использование новых технических и педагогических возможностей и средств, которые позволяют реализовать любые технологии обучения и новое содержание образовательного процесса.

Для процесса обучения всегда существует своя технология, характерная для тех методов и средств, которые учитель использует при организации и проведении занятий. Технология обучения, с одной стороны, воспринимается как совокупность методов и средств обработки, представления, измерения и предъявления учебной информации, а с другой – это наука о способах воздействия учителя на учащихся и взаимодействия с ними в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей.

Особую роль в управлении качеством образования играют современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- видеотехника и системы коммуникации.

Информатизация образовательного процесса представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными технологиями и информационной продукцией.

Информационная технология характеризуется средой, в которой она реализуется, и компонентами, которые она содержит:

Техническая среда (вид используемых технических средств);

Программная среда (набор программных средств);

Предметная среда (содержание конкретной предметной области);

Методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности).

С точки зрения учебного процесса внедрение информационных технологий привело к тому, что информационная среда образовательной системы представляет собой многоуровневую систему представления информации на различных носителях и различных знаковых системах, среди которых находятся и традиционные, и инновационные технологии.

Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой (фундаментом) современного образования, гарантирующего необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

В образовательном учреждении, где осваиваются инновационные процессы, широко используются новые технические и педагогические средства, позволяющие реализовать любые новые технологии обучения и новое содержание образовательного процесса. Такая школа в качестве основной целевой функции имеет развитие индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться в современном информационном обществе, обеспечение конкурентоспособности на современном рынке труда. Одним из направлений, реализующим эту цель, является определение и формализация ключевых вопросов в применении информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Похожие публикации